Top.Mail.Ru

Федор Пшеничный: «Каждый день нужно доказывать, что ты еще на что-то годишься»

Яна Григорьева • Петербургский дневник, 27 МАРТА 2019

Федору Пшеничному только 22 года, но он уже играет в самых популярных спектаклях Театра имени Ленсовета и считается одним из самых востребованных молодых актеров Петербурга

- Расскажите, как вы попали в Театр Ленсовета? 

- В марте 2017 года я ехал в трамвае на встречу со своими друзьями. Тогда я еще был студентом 4-го курса Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Я был старостой, и, пока ехал, мне позвонил мой педагог по актерскому мастерству Михаил Ильин и сказал: «Федя, собери весь курс. Сегодня в восемь вечера будет показ в Театре имени Ленсовета Юрию Бутусову».

Я об этом сообщил ребятам, и, конечно, все были в шоке! Отрывков толком никто не подготовил, потому что обычно показы в театре происходят в мае-июле. Было только несколько сцен из дипломных спектаклей.

Мы пришли в Театр имени Ленсовета, и начался показ. Показывали сцены из спектаклей, читали стихи, пели. С ходу выполняли задания, которые давал Юрий Николаевич. После нескольких этапов мы с моим однокурсником Владиславом Ставропольцевым были приняты в труппу театра. Сразу же началась работа.

Как-то раз я был в театре и готовился к очередному вводу – ходил по коридору и повторял текст. В этот момент по коридору шел Юрий Николаевич и, увидев меня, спросил, почему я не прихожу на репетиции «Гамлета». На следующий же день началась работа, которая многому меня научила и показала мне абсолютно иной театр, который я полюбил.

- Как вам работалось с Юрием Бутусовым? 

- Это колоссальное напряжение! Ежедневный, беспрерывный путь проб и ошибок. Работает воображение, все крутится, даются задания… Но это кайфовое напряжение. Самое большое удовольствие мне приносят репетиции, выпуск спектакля. В том, что он потом играется, есть прелести и сложности. Но для меня больше важен процесс, а не результат. Я не являюсь воспитанником Бутусова, но однозначно именно он научил меня тому, чему, как мне кажется, никто иной не мог бы научить. Он дал мне очень много для понимания того, как надо себя заряжать, отдавать себя во время работы.

- Вы самый молодой актер в театре. Как вам работается со старшим поколением? 

- В нашем театре судят не по возрасту, а по работе и поступкам. Во время репетиций все находятся в одинаковых условиях, каждый может предложить свою идею. Как нас учили в институте: «Если ты сделал сегодня что-то хорошее и тебе сказали, что ты молодец, то сразу же забудь. Потому что завтра все будет по-другому». В театре каждый день нужно доказывать себе, что ты еще на что-то годишься. Я всегда слушаю и стараюсь перенимать опыт у других актеров театра. 

- Вы сейчас играете в 13 спектаклях, два из которых – детские. В них играть сложнее? 

- На эту тему очень хорошо сказал режиссер и актер Константин Станиславский: «Для детей надо играть как для взрослых, только еще лучше». Нет особой разницы между спектаклем для взрослой аудитории и для детей. Ребенка, как и взрослого, нужно «заразить». Включить его воображение, погрузить в процесс.

- Был ли у вас опыт работы в кино или сериалах? 

- Скорее, в сериалах – например, это «Улицы разбитых фонарей». Ну это же база. А последняя моя работа – роль Александра Добролюбова в сериале «Формула преступления». Это детектив конца XIX – начала XX века. 

- Что вам ближе: игра в театре или в сериалах? 

- Это разные виды ремесла. На съемочной площадке ты можешь просто просидеть на смене 7 часов, пока не начнется работа над эпизодом с твоим участием. В театре не так. Например, мы будем показывать спектакль «Кабаре Брехт». Народу в зале соберется, как на стадионе! Вот сейчас я беседую с вами, хотя всеми мыслями уже заряжен на спектакль. Или сейчас я в сотый раз перечитываю «Мертвые души», мы репетируем спектакль по этому произведению – я вновь пытаюсь что-то осмыслить, понять для себя. Я стараюсь зажить проблемами, о которых говорит Николай Гоголь, уже очень долгое время. Это часть жизни.

Театр – мой дом, а кино на данный момент – это, если возможно такое сравнение, дача. Я не готов прощаться с театром и надеюсь, что этого никогда не произойдет. Так его полюбил, что недавно специально летал в Берлин в театр «Шаубюне». Там отстоял гигантскую очередь, чтобы попасть на спектакль Томаса Остермайера. На данный момент это мое самое яркое театральное потрясение. Этот год в России посвящен театру. Я недавно прочитал программу мероприятий в Петербурге, и меня обрадовало, что театры «Шаубюне» и «Берлинер Ансамбль» приедут в наш город.

- Вы ездили на гастроли с театром за границу? 

- Один раз в Казахстан. В Астане проходил международный фестиваль. Тогда случилась забавная история. Театр привозил на фестиваль спектакль «Дядя Ваня». За три с половиной дня до вылета у Евгения Филатова, который играет Астрова, начались проблемы со здоровьем. Никто не знал, что делать. Решили звонить Юрию Николаевичу. Он тогда решил: пусть актер Перегудов играет Астрова, а Пшеничный – Илью Телегина. Ко мне тогда во время репетиции спектакля «Ревизор» подошли и сказали, что я лечу в Астану через три дня играть в спектакле «Дядя Ваня». Я был в шоке, ведь костюмы и весь реквизит были на полпути в Астану! Все эти дни я провел, судорожно уча партитуру роли по видеозаписи спектакля.

- Как пережили уход Юрия Бутусова из театра? 

- Об этой ситуации узнал из новостей. Я тогда был дома. Сперва не поверил и подумал, что это шутка, у нас ведь 4 марта был «Гамлет», и все было в порядке. Я до сих пор не знаю, как к этому относиться.