Top.Mail.Ru

Фёдор Федотов: «Вся классика про любовь»

Вера Николаева,- «АRТМОСФЕРА», 2024, № 296, май

25 и 26 мая в Театре имени Ленсовета премьера. Спектакль по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» ставит режиссёр Роман Кочержевский.

 

Представим себе время второй половины XVIII века: эпоха Просвещения, Екатерина II состоит в дружеской переписке с Вольтером, принимает при дворе Руссо, в русской литературе творят Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов,  Гавриил Державин - великие классицисты. Они стояли у истоков различных жанров русской литературы: Ломоносов разработал законы стихосложения и стал родоначальником жанра оды, Сумароков и Тредиаковский создали русскую трагедию. Фонвизин же стал отцом русской комедии. Ещё не родился Александр Сергеевич Пушкин, осмысливший и преобразовавший в своём гениальном творчестве все достижения предшественников.

В театре в разгаре репетиции. В спектакле заняты народный артист России Евгений Филатов, заслуженный артист России Александр Новиков, артисты Ольга Муравицкая,  Олег Сенченко, Виктория Волохова, Александр Крымов, Иван Шевченко, Максим Сапранов. Мы задали несколько вопросов исполнителю роли Митрофана артисту Фёдору Федотову.

 

- Как вы думаете, что зритель толком помнит о пьесе, кроме фразы Митрофанушки "Не хочу учиться - хочу жениться"?

- Когда я с партнёрами и режиссёром начинаю работать над каким-то материалом, я первое время сам себя ощущаю тем самым зрителем, который придёт в театр эту вещь смотреть. Я открываю давно не читанный, забытый, а, может, и никогда не читанный, неизвестный текст, и начинаю фантазировать. Главное чувство в этот момент – впервые. Что зрители помнят о «Недоросле»? То же самое, что и я: есть мальчик Митрофанушка, оглашающий знаменитую фразу про нехотение учиться, а желание жениться. Может быть, кто-то помнит, что у него есть строгая злая деспотичная мама. И то сомневаюсь. И наша задача совсем не в том, чтобы узнаваемо и доходчиво поставить школьную старинную русскую классику. Мы всё-таки хотим рассказать историю, затрагивающую нас всех.

- Какое желание может сподвигнуть зрителя прийти на премьеру "Недоросля": увидеть что-то простое, понятное, как ему кажется - знакомое? Любопытство в связи с возможной неожиданной интерпретацией режиссера? Просто надежда на комичный сатирический эффект, дающий возможность посмеяться? Какого зрителя на премьере ждете вы?

- Я не так давно служу в Театре имени Ленсовета, но уже увидел, что здесь совершенно особенный зритель. Да, он разный, но не думаю, что умный ленсоветовский зритель  придёт за какой-то очевидной банальной интерпретацией текста Фонвизина. Во-первых, я уверен, что нашему зрителю будет интересно, что же мы вычитали в этой пьесе с 240-летей историей, что мы увидели в этих героях. Благословит ли нас Фонвизин – вскоре уже узнаем. Во-вторых, актёрский состав спектакля и режиссёр – это то, что всегда интересует зрителя. Наш режиссёр Роман Кочержевский уже зарекомендовал себя предыдущими спектаклями, завоевал сердца зрителей. Нам, артистам, всегда интересно с Романом работать, потому что это всегда шанс сделать что-то, на тебя совершенно непохожее, то, что ты никогда не делал и никто никогда тебе бы этого не предложил. Поэтому увидеть нас в таких ролях – зрителю должно быть очень любопытно, я надеюсь.

- Нашли ли вы способ подачи текста XVIII века, словесных пассажей еще допушкинской литературной эпохи? Фонвизин умер за 6 с половиной лет до рождения Александра Сергеевича, а именно Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Как обстоят у вас дела с освоением допушкинского языка?

- Для всей нашей команды это даже не испытание, а настоящий вызов: попробовать заговорить, а главное – начать думать таким языком. Конечно, для этого нужен особенный театральный ход,  жанровый ход. Думаю, что какие-то вещи могут родиться после того, как мы выйдем из репетиционного зала на сцену – в декорации, в костюмы, свет, звук, музыку, а главное – заговорим этим фонвизинским языком со зрителем. Как он будет нас слушать, реагировать, откликаться, что будет улавливать, а что пройдёт мимо него  – этого всего без публики просчитать нельзя. Мы обязательно получим подсказки из зрительного зала. Нашли ли мы какой-то ход уже сейчас? Да, конечно. У нас есть своя стратегия, мы её придерживаемся на репетициях и дойдём с её помощью до премьеры. Но главное: я ещё до прихода в ленсоветовскую труппу знал, видел, что спектакли здесь не попадают в консервную банку после премьеры, а растут, развиваются, артисты продолжают искать, меняться, удивлять, находить неожиданные краски, рождать новые мысли.  Так что впереди у нас ещё большой путь, и идти по нему мы будем вместе со зрителем.

- Есть ли в пьесе и будущем спектакле место любви, чувствам, непредсказуемости? Или поступки и мотивировки героев комедии века Просвещения - рациональны, логичны, предсказуемы?

- Вся классика про любовь. Если вам вдруг кажется, что это не так, то это всё равно так. Наш спектакль – о любви несбывшейся, о любви, пробивающейся несмотря на козни и злодеяния. О странной, порой нездоровой, но понятной любви матери и сына, родителей и ребёнка, которая сегодня в эпоху глобальной психологизации  приобретает особую выразительность. Да, именно любовь – мотивировка многих поступков наших героев, и с этой любовью мы и будем разбираться. Рациональному всегда противостоит любовь.

- Находите ли вы себя, нынешних, в характерах, обстоятельствах, мотивировках героев пьесы?

- Я уже сказал, что режиссёр предложил нам сыграть роли людей, совсем  непохожих на нас. И, конечно, интересно найти, в чём же мы с ними сегодня соединяемся. Задача артиста в том, чтобы до роли добраться, дорасти, дотянуться.

 

Материал подготовила Вера Николаева