С хоккейной скоростью Фёдор Федотов передвигается не только в пространстве, но и во времени. Интересно следить за ролями артиста в кино и театре. В мае поклонников ждёт новая работа – премьера в Театре имени Ленсовета. Режиссёр Роман Кочержевский пригласил Фёдора в спектакль «Недоросль» играть Митрофанушку.
– «Обыкновенная история» – 19 век, «Недоросль» – 18 век, чем интересно молодому человеку погружение в далёкие эпохи?
– Интересно! Когда начинаешь работать над пьесой, особенно классической, сначала кажется, что ты про неё всё знаешь. «Недоросль» с его «не хочу учиться – хочу жениться» сидит в нас со школьной парты. А вот начали работу, и стало ясно, что мы все многого не понимали и не знали. Дело даже не в том, что кто-то старше, кто-то младше, кто-то опытнее. Вся команда начинает погружаться в ту эпоху и дружно, держась за руки, разбираться, что предстоит делать. Поиск и путешествие увлекательные.
– В разном возрасте считываешь разные послания в одном и том же произведении, расставляешь новые акценты. Что вас сегодня больше всего зацепило в «Недоросле»
Фонвизина?
– Сейчас работаешь над материалом и понимаешь, что какие-то части пьесы очень актуально звучат, а какие-то вещи не прошли проверку временем. Слишком высокопарно,
искусственно звучат нравоучения Стародума. Благородней и честнее видится Правдин. Перечитывая комедию, выбрал для себя подход: всё подвергнуть сомнению, чтобы докопаться до истины. И в какой-то момент философия моей роли показалась неприемлемой сегодня. Хочется изменить знаменитую фразу Митрофанушки и воскликнуть: не хочу учиться, не хочу жениться, хочу просто жить! Может быть, через месяц я скажу что-то иное, а сейчас, как адвокат своей роли, утверждаю: моему герою хочется, чтобы все оставили его в покое. А зритель сам решит, кто действительно сегодняшний герой истории, кто правдивее и ближе.
– Роль Митрофанушки для Вас - на сопротивление? Вы - человек образованный, из интеллигентной петербургской семьи, спортсмен, активно проявляющий себя в жизни. Каким будет Митрофанушка 21 века в вашей версии?
– Я счастлив, что Роман Кочержевский дал мне возможность сыграть в «Недоросле». Любая роль - на сопротивление, и в «Обыкновенной истории» это было, потом развиваешь роль, тебя начинает затягивать, изменения не только на сцене происходят, но и в жизни меняешься. Надеюсь, Митрофанушка меня не поработит и не поглотит, но должен признаться – это точная копия меня, пусть по первому впечатлению может показаться, что роль для меня «от противного». Вы правильно сказали про спортсмена. Такой хоккеист-дубинушка, который случайно попал в компанию прекрасных артистов. А так дурак дураком, ни при родителях будет сказано!
– Не иначе влияние Александра Новикова с его фирменным чувством юмора и самоиронией сказывается! У вас снова намечается дуэт, каково быть его «племянником»?
– Это третья моя работа в Ленсовета, и в третий раз я - родственник Александра Марковича. Спектакли с его участием - мои первые детские театральные впечатления. Это человек бесконечной энергии, актерской и человеческой. Умнейший, прекраснейший драматический артист, пример для нас, молодых. Сейчас бы он меня высмеял за высокопарные слова, но я не могу этого не сказать: восхищаюсь им и как человеком, и как
профессионалом. Юмор – его сильная сторона, и ты попадаешь в это поле иронии. Во второй раз я - его племянник, и вольно - невольно всплывают освоенные гончаровские тексты, наши диалоги из «Обыкновенной истории», возникает юмор. Как бы мы не старались и не сдерживались, не шутить с Александром Марковичем невозможно!
– Буква «Ф» счастливая для Вас? Фонвизин – Ваш автор?
– Я люблю букву «Ф», мне нравится Фонвизин, думаю, что в результате содружества наших заглавных букв должно случится очень важное. Но, конечно, есть еще и вещи, которые зависят от нас, поэтому только на судьбу и магию букв полагаться не стоит.
– Какое высказывание, какой посыл Вам хочется донести этой работой?
– Не принимайте мои слова за кокетство или лукавство, но мне хочется дать ответ на этот вопрос спектаклем. Он во многом складывается в голове у зрителя: одна сцена, одно решение, один художественный ход может полностью поменять идею и замысел. Мы стремительно двигаемся к премьере и ждём всех на нашем «Недоросле».
Беседу вела Ирина Мохова