Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Евгения ПОПОНДОПУЛО

Вера Николаева, - «Театральный Петербург», 2005, № 1, 1 – 15 января.

Чтобы побеседовать в Театре имени Ленсовета с помощником художественного руководителя по труппе Евгенией Павловной Попондопуло, пришлось долго искать укромный уголок, где никому не пришло бы в голову искать героиню нашего материала. Потому что её кабинет - прямая цитата из знаменитого спектакля Владимирова «Двери хлопают». А ещё - звонят три телефона (местный, городской, мобильный), и хозяйка кабинета успевает говорить по всем сразу, плюс - вникать в проблемы входящих в дверь. Картинка впечатляет. Понимаешь, что без этой спокойной, приветливой, элегантной женщины театр, что называется, впал бы в кому. Под Новый Год у Евгении Павловны - юбилей, к тому же вот уже 20 лет жизни связывают её с Театром имени Ленсовета.
Кор. Театральная практика такова, что помощниками художественных руководителей по труппе становятся люди, ранее служившие в театре кем-либо, в большинстве случаев - артистами. Как Вы пришли на это место? С чего начался Ваш путь в театр? Начнём с самого начала - девочка Женя родилась...
- Родилась я очень-очень далеко отсюда, на Сахалине, город назывался Долинск, там и закончила десятилетку. Родители не имели к театру никакого отношения: мама - химик, папа - из военных. Театра в нашем городке никакого не было, с классом мы совершали раз в месяц культпоходы в областной театр в Южно-Сахалинске. Театр я любила очень. К тому же брат мой жил во Владивостоке, каждые каникулы я проводила там, и главным в программе всегда был театр. В 70-е годы летний Владивосток был наполнен прекрасными театрами, приезжавшими на гастроли, и я в них ежевечерне пропадала. Училась я хорошо, ближайшим достойным вузом был Владивостокский государственный университет, в него я и поступила на юридический факультет.


Кор. Почему же, при такой любви к театру, - не в артистки?
- Я была человеком разумным, не чувствовала в себе, что называется, искры Божьей, какого-то особенного дара. Конечно, про Театральный я думала, но никогда бы не рискнула строить на этом свою судьбу. Я продолжала оставаться зрителем. Из Университета я вышла с красным дипломом, ещё на втором курсе вышла замуж за сокурсника, родила дочку, работала по специальности.


Кор. Когда же в Вашей жизни появился Ленинград?
- Муж поступил в очную аспирантуру Ленинградского Университета, и на три года мы перебрались сюда. Я по-прежнему работала юристом, растила дочку. Но постепенно главным в жизни становился театр. Наверное, в то время я могла издать полный путеводитель по театрам, потому что знала афишу городскую вдоль и поперёк. И Театр имени Ленсовета стал любимым раз и навсегда. Каждую неделю в обязательном порядке мы были на спектакле с Алисой Фрейндлих, Михаилом Боярским, Анатолием Равиковичем и другими потрясающими артистами, и это было счастье.


Кор. Какие это были годы?
- Начало 80-х. К тому же у нас росла дочка, и никаких детских спектаклей, кроме «Трубадура», «Снежной королевы», «Малыша и Карлсона» она просто не признавала. Три года пролетели, как сказка, муж защитил диссертацию, мы на год вернулись во Владивосток, а потом переехали в Ленинград уже окончательно. Муж начал преподавать в Университете, а я стала искать постоянное место работы. И судьба привела меня в отдел кадров БДТ. Там я отслужила год, окунулась в атмосферу театра, поняла, что это - моё, стали появляться знакомые-коллеги в других театрах, и однажды зав. кадрами любимого Театра Ленсовета предложила мне подумать о переходе на должность помощника режиссёра.


Кор. То есть душа и сердце всегда принадлежали Театру имени Ленсовета? Но помреж -это же прощай юридическое образование?
- Образование-то оставалось при мне, но сама структура жизни должна была резко измениться. Ведь помощник режиссёра - это почти ежевечерняя занятость во время проведения спектакля. Вопрос я, конечно же, обсуждала с семьёй, и по сей день благодарна мужу, который понял меня, поддержал в осуществлении мечты. А если учесть, что к тому времени, работая по специальности, я могла бы уже получать в два раза большую зарплату, чем в театре, решение было, как понимаете, непростым для семьи.


Кор. Вы помните первую встречу с Владимировым?
- Игорь Петрович Владимиров назначил мне встречу-знакомство в свой выходной день. Он вообще любил брать на работу «человека со стороны» и растить его, что называется, с нуля. Первым нашим совместным выпущенным спектаклем была «Зинуля» Александра Гельмана. Потом, не передохнув ни дня, я начала работу на репетициях и выпуске «Под одной крышей» Людмилы Разумовской. Его тоже делал Владимиров. Видимо, ему было со мной спокойно, надёжно и комфортно.


Кор. Но ведь помреж без требовательности и даже диктаторских качеств, как мне кажется, справиться со своими обязанностями просто не может.
- Но требовать от монтировщиков, гримёров, костюмеров, реквизиторов и всех прочих слаженной работы над спектаклем можно и без крика, шума, ругани. Сила убеждения - это не обязательно повышенные эмоции. Однако только-только мы сработались с Игорем Петровичем, как судьба приготовила мне новый поворот. Мужа отправили в командировку на два года на Кубу, и я должна была ехать с ним. Владимиров меня не отпускал, требовал, чтобы я провела ответственные гастроли в Москве, но я набралась мужества и сказала, что это невозможно. Он заявил, что моё место останется за мной, и театр меня будет эти два года ждать. Я не очень, честно говоря, в это поверила, потому что Игорь Петрович мог и более мелкие проступки посчитать предательством по отношению к нему и к театру. Но когда через два года наш кубинский рейс приземлился в Москве в 4 утра, ровно в 6 утра раздался в доме наших родственников звонок из отдела кадров театра. Мне сообщили, что Игорь Петрович в 9 утра улетает в отпуск, и до отлёта хочет подписать приказ о моём возвращении - либо на должность помрежа, либо - помощника художественного руководителя по труппе. Я решила, что смогу на новой должности больше времени уделять семье, которая в былые времена при почти ежевечерней работе на спектаклях в качестве помрежа видела меня мало, и стала завтруппой. Это был 1988 год.


Кор. Наверное, за это время бывали мысли об уходе, ведь не всегда всё гладко и ровно складывается в таком суматошном месте, как театр?
- Когда появился внук, то у меня возникало желание что называется, отдать долги семье, помочь дочери, которая в то время заканчивала Университет, сейчас она уже преподаёт, как и отец, на юридическом. Но в театре ведь ничего не скроешь, тайн быть не может, и как только распространялась весть о моём возможном уходе, так сразу начинались уговоры со стороны коллектива не бросать театр. Причём я понимала, что это - совершенно искренние человеческие просьбы.


Кор. А дружить с артистами можно?
- Я стараюсь поддерживать со всеми ровные, рабочие, деловые отношения. Я - начальник актёрского цеха, и мне по должности бывает необходимо вести себя строго, жёстко. Слишком тёплые дружеские отношения могут помешать делу, которому мы все тут служим. Я стараюсь эту тонкую грань не переступать.


Кор. Логический ум юриста берёт верх?
- Да, можно сказать, что моя первая профессия даёт себя знать.


Кор. Как Вы себя ведёте, когда возникают откровенно конфликтные ситуации у художественного руководителя с артистом? Ведь Владимиров был сложным человеком, да и при Владиславе Борисовиче Пази уже было, например, громкое «дело Трухина».
- Я во благо театра обязана быть буфером между конфликтующими сторонами. В идеале - моя задача, чтобы до конфликта вообще дело не дошло. Артисты - люди в силу особенностей профессии очень эмоциональные, несдержанные, могут себе во вред ляпнуть что-нибудь не то и не в том месте. Бывает, что в своём кабинете я выслушиваю весьма нелицеприятные вещи. Но моя задача - погасить волну, я всегда понимаю, что если суждено кому-то поссориться всерьёз, то это произойдёт и без моей помощи. Художественному руководителю совершенно не обязательно знать все мелкие склоки и выплески. Разумеется, если вопрос серьёзный, и я его не могу решить сама, то приходится действовать открыто. Это касается и увольнения из театра замечательного артиста Миши Трухина. Он был в той ситуации не прав, не гибок, не мудр, противопоставил себя театру и товарищам, - и потеряли обе стороны. Сколько я с ним разговаривала, как я его убеждала изменить позицию, - знаю только я. Недавно в Вашем журнале прочитала его интервью, в котором он сам признаёт, что ошибался тогда. Я рада, что он к этому пришёл.


Кор. На Вашем рабочем столе я видела листок с репертуаром на текущий месяц, где живого места нет от скобочек, стрелочек, кружочков, галочек и фамилий: «Нет Мигицко», «Нет Стругачёва», «Нет Ковальчук» - и так больше половины труппы. Как вообще удаётся что-либо играть вечерами, не говоря уже о дневных репетициях?
- Последние годы я, начиная составлять репертуар на следующий месяц, порой просто плачу. Иногда кажется, что, если выполнить все актёрские просьбы о работе вне театра, - на сцену придётся выходить мне одной. Каким образом нам всё же удаётся играть 25 спектаклей в месяц и репетировать новые - загадка для меня самой. Конечно, популярность многих наших артистов в кино и на телевидении, в антрепризных проектах работает на имидж театра. Так что координировать весь этот хаос входит в мои служебные обязанности.


Кор. А Пази лоялен в этих вопросах?
- Владислав Борисович всегда идёт навстречу артистам, если их просьбы не ставят под удар само существование театра.


Кор. Бывали ли случаи, когда Вам приходилось принимать решения в экстремальных условиях, спасая спектакль?
- Сколько угодно. Однажды мне пришлось самой назначить актрису на главную роль, что, в принципе, категорически нельзя делать. Я могу только что-то посоветовать худруку, но принимать решения о назначении на роль - не моё дело. А тогда были новогодние каникулы, наш знаменитый шлягер «Трубадур и его друзья» должен был играться на сцене ДК им.Горького. Причём дважды за день, при полных аншлагах. И вот за полчаса до начала спектакля мне сообщают, что артистка, играющая главную роль, Принцессу, внезапно серьёзно заболела. А зал уже полный детей и родителей. Звоню Владимирову - телефон молчит. Трубок тогда не было, как Вы понимаете. Я понимаю, что решение принимать мне. Подхожу к артистке, играющей в этом спектакле придворную даму: «Текст знаешь? Сыграть сможешь?» Она отвечает: «Да». Её быстро переодевают, придворных дам остаётся две вместо трёх, и «Трубадуры» спасены. Игорь Петрович потом изумлялся - неужели она всё сказала, спела, станцевала?


Кор. Когда Вам приходится уговаривать больного, с высокой температурой, артиста играть спектакль - испытываете угрызения совести?
- Да, я понимаю, что порой иду против элементарных человеческих норм. Но так принято в театре, что всё всегда направлено на спасение спектакля. Зритель не виноват, он пришёл, и мы обязаны его уважать. Тогда и театр будут любить. Обман зрителя - самое последнее дело. Репутацию трудно заработать, а испортить можно в один миг. Артисты, как правило, даже ползком выходят на сцену. И - выздоравливают на время спектакля. Это такой театральный феномен.


Кор. Домашние привыкли к Вашей практически круглосуточной работе?
- Семья уже привыкла к тому, что телефон и дома не умолкает. И даже, когда меня нет, дочь или муж могут сами ответить на какой-то рабочий вопрос. Они в курсе всех моих служебных дел. И им уже театр Ленсовета стал вторым родным домом.


Кор. Зная теперь театр изнутри, не потеряли ли Вы к нему интерес, как зритель?
- Нет! Я осталась благодарнейшим зрителем. Если спектакль получился, то нет в зале человека счастливее меня.

Беседу вела Вера Николаева

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр