Top.Mail.Ru

Евгения Богинская: «Мне надо рассказать свою историю»

Надежда Кокарева,- «Театр +», декабрь 2021 – январь 2022, № 18

Театр имени Ленсовета, пожалуй, рекордсмен города по выпускаемым премьерам. В декабре маленьких зрителей пригласят в путешествие вслед за отважной Гердой в царство Снежной королевы, а в феврале на Малой сцене представят «Морфий» по произведениям Михаила Булгакова. В преддверии первых показов этих постановок ТЕАТР+ встретился с режиссером Евгенией Богинской.

- Вы сегодня работаете сразу над двумя постановками в Театре им. Ленсовета: сказка «Снежная королева» по Евгению Шварцу и «Морфий» по Михаилу Булгакову. На первый взгляд – это диаметрально противоположные вещи. Как вам удается ставить их практически одновременно?

- Материал, конечно, разный, аудитория и язык, которым к ней обращаешься, тоже различается. Наверное, я уже научилась отбирать материал, который связан со мной. Это могут быть разные темы, но если они откликаются во мне или как-то связаны с моей жизнью, я могу с ним работать вне зависимости от внешних обстоятельств. Булгаков был со мной всегда, наверное, только этого писателя да еще, пожалуй, Чехова я читала в школе взахлеб, могла хохотать в голос. Ну а «Снежная королева» - эту работу я делаю для своей дочери, здесь все просто, зритель у меня

уже есть.

- У пьесы Евгения Шварца «Снежная королева» богатая сценическая история. Чем отличается ваша постановка?

- Конечно, каждый раз, когда я ставлю спектакль, мне надо рассказать свою историю. И очень надеюсь, что зритель, пришедший на наш спектакль, увидит все-таки новую «Снежную королеву». Передо мной и художником Ильшатом Вильдановым стояла интересная задача: сделать легкоразборные декорации для спектакля, чтобы после утренней сказки для вечернего показа можно было смонтировать взрослый спектакль. Приняли решение работать совсем без декораций. Так, давайте подумаем, детский спектакль без декораций… мда… Теперь у нас только одежда сцены, несколько скамеек, 5 палочек и 4 стула, поэтому мы сделали основную ставку на видеопроекцию. Я работаю с видеохудожником Полиной Лимье, она известна своими проектами во дворцах Санкт-Петербурга. Ей и поручено создавать интерьеры и экстерьеры сказки. Это очень интересно: одежда сцены серая и состоит из нескольких планов проекционных сеток, с помощью видеомэппинга можно построить многомерное пространство. Включаешь проекторы, и начинается сказка. Получается, действительно, легкоразборный спектакль, но довольно технологичный, трудоемкий и дорогой в подготовке. Требовалась максимальная включенность всех членов технической команды – приходилось по ночам тестировать видеоэскизы пространства с работниками осветительского и видеоцеха на большой сцене. Артисты репетировали в черном пустом зале и могли помыслить, что будет их окружать на сцене, только с моих слов. Для театральных артистов, конечно, это новый опыт. Хотя идея пустого пространства, в котором как раз возникает сильная творческая энергия, существует довольно давно. Пустота позволяет нам, не привязываясь к предметам, подключая чистое воображение, каждый раз наново утверждать действие сцен. Сказка начинается тогда, когда включается воображение (кстати, ключевой инструмент для артиста). Этот процесс меньше всего связан с мебелью.

- В «Снежной королеве» вы продолжаете свою линию и снова создаете гибрид кино и театра?

- Да. Получился спектакль и на четверть - мультфильм. Мне нравится работать с видео, чем дальше я погружаюсь в эту историю, тем больше осознаю, что спектр технических возможностей сегодня довольно широк и вполне доступен. Например, сколько нужно проекторов, чтобы сделать появление Снежной королевы эффектным? Всего два. Можно сделать чудо всего лишь двумя проекторами, надо только понимать, что умеет техника и иметь в команде талантливых художников.

- Как подбирали актерский ансамбль? На кого делали ставку: на звезд или на молодежь?

- Мы сами себе дали установку создать молодую команду без большого профессионального бэкграунда. Тут дело в смелости ошибаться, искать новое и сочинять без опоры на опыт. Актерский ансамбль для сказки – это компания, которой весело вместе фантазировать. Азарт и искренность в пробах и этюдах при подготовке спектакля непременно останутся в его ткани после премьеры. Сказка – это фантазия, воображение и игра, и артистам должно хотеться играть в это.

- Можете рассказать в 2-3 предложениях, о чем этот спектакль?

- Я думаю, что это сказка о силе духа. О том, что каждый способен найти в себе силы, встретившись со страшным, победить.

- Герои «Морфия» - другой постановки, над которой вы сегодня работаете, тоже встречаются со страшным, но отнюдь не сказочным, а реальным. Этот спектакль тоже будет о силе духа или о его отсутствии?

- Нет, там другая тема – «Морфий» рассказывает про людей, в которых этого важного элемента – силы духа – как раз и нет. Там про то, что человек очень слаб, про слабость человеческую. В качестве литературной основы для спектакля взяты два произведения Булгакова – сборник «Записки юного врача» и собственно «Морфий», Их Булгаков писал на основе воспоминаний о своей врачебной практике. Мы проводим параллели между судьбами главных героев – доктора Бомгарта и Полякова. И если первый в своей медицинской практике взрослеет и становится настоящим врачом, то второй при столкновении с реальной жизнью, оставшись наедине с собой и своим эго, погибает. Спектакль «Морфий» - это исследование трансформации души, которая очень сильно связана с телом. О распаде личности и духовном росте. А может быть о выборе, принятии решения и о точке невозврата. Пока это все в процессе осмысления. Сейчас мне кажется, Булгаков писал не про слабость, а про контакт тела с душой. И мне интересно, где там душа находится среди этих артерий, костей, мяса, мышц?

- На каком этапе подготовки вы сейчас?

- В июне мы начали работу с этюдов, которые принесли нам немало открытий, потому что каждый из них был поводом для нового разговора. Этюды и созданы для того, чтобы намечать направление, для того, чтобы ошибаться. Не так давно мы сделали читку с артистами под названием «Булгаков и К°» в рамках нашего литературно-просветительского проекта «Связь времён». Читали два артиста – Ваня Шевченко, который играет двух врачей, и Влада Пащенко, которая исполняет роли обеих Анн. Это конечно непростая история, когда один артист играет двух совершенно разных людей. Это была перформативная читка: артисты стояли у пюпитров, какие-то фрагменты текста читали с листа, а какие-то - играли. Текст очень сильный и непременно провоцирует артиста к накоплению эмоций, которым необходим выход. Поэтому требовалось не прочитать, а прожить (сыграть) некоторые эпизоды. Читка была удачная. Над текстом мы работали вместе с педагогом по речи Владимиром Кустовым. Мы оставляем почти весь текст Булгакова, а это громадная глыба, с которой надо суметь совладать. Следующий этап? Поиск формы – нам с артистами надо понять, как перевести все это на язык тела, из букв и фраз создать истории жизни.

 

Беседовала Надежда Кокарева