Top.Mail.Ru

«Евгений Онегин». Ещё раз о любви

Татьяна Кононова,- Арт-журнал "ОКОЛО", 4 декабря 2022

«Ужель та самая Татьяна?» Неужели в Петербурге будет ещё один спектакль по «Евгению Онегину»?

Такой вопрос, скорее всего, задаст себе искушённый зритель, узнав о громкой и необычной премьере в Театре имени Ленсовета.

Действительно, в культурной столице на разных площадках успешно сосуществуют как минимум шесть постановок знаменитого романа Пушкина. Есть опера и балет — в Мариинском, Михайловском и Эрмитажном театрах и театре «Зазеркалье», есть авангардные «Сны Татьяны» Романа Габриа, есть мюзикл «Демон Онегина» в ЛДМ…

Чем же примечателен «Онегин» в Театре имени Ленсовета?

Спектакль представляет из себя музыкально-поэтическое представление — с участием большого оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга — и называется «Евгений Онегин. Страницы романа». Режиссёр Олег Леваков. Автор идеи — Лариса Луппиан.



Действующих лиц всего пятеро: Онегин (Сергей Перегудов), Анна Ковальчук (Татьяна Ларина), Виктория Волохова (Ольга), Максим Сапранов (Ленский) и рассказчик, он же исполняющий роль няни (Сергей Мигицко).

Опера Чайковского, который превратил чувства, эмоции и события в удивительную, завораживающую музыку, в живом звучании не просто впечатляет, но как будто возносит, отвлекает от всего насущного, отправляет в незабываемое путешествие во времени — девятнадцатый век с его нравами и порядками, а также неизведанные глубины человеческой души и, в частности, юного и чистого девичьего сердца.

А текст Пушкина — это текст Пушкина! Это глоток свежего воздуха в нашем неровном, искаженном настоящем, где нормы великого русского языка, увы, часто не принимаются во внимание. А ведь язык (речь, письмо, словесное высказывание) — это ключ ко взаимопониманию.

Мы все (ещё в школе) учились понемногу понимать то, что хотел сказать Пушкин. А когда смотришь постановку «Онегина» в Театре имени Ленсовета, где классическая музыка — ещё одно действующее лицо наряду с актёрами, то внезапно открываются новые грани этого произведения.



Глядя на восхитительную Анну Ковальчук и бесподобного Сергея Перегудова, понимаешь, почему Она выбрала Его. У них одна масть, как минимум одна общая черта — оба абсолютно незаурядные, отмеченные судьбой, яркие, редкие. Тандем Перегудов и Ковальчук — красивый, достойный, обворожительный! За ними хочется наблюдать, хочется подмечать их малейшие изменения во взглядах и жестах, чтобы почувствовать ту незримую связь, которая может возникнуть только между Онегиным и Татьяной, которую (надо отдать должное!) все-таки первым изначально заприметил Онегин.

Спектакль лаконичный — меньше двух часов, которые пролетают на одном дыхании, как музыка Чайковского, роскошный — благодаря костюмам и оформлению сцены, подкупающий — сюда непременно стоит вернуться, чтобы вспомнить о классике и вновь погрузиться в неспешные размышления о том, что такое любовь — обман неопытной души, на который человек соглашается по доброй воле, или долговечный отказ от постылой свободы во имя истины и чести.

Текст: Татьяна Кононова

Фотографии Юлии Смелкиной