Top.Mail.Ru

Это твоя родина, Федот

Алла Игнатенко,- Арт-журнал "ОКОЛО", 21 июня 2023

Смотреть премьеру Федора Пшеничного «Про Федота-стрельца» 21 июня мне было очень смешно и немного страшно, как жить в России. Леонид Филатов в этой интерпретации получился остро-политическим и мрачным, ты улыбаешься над его шутками сквозь слезы, чтобы не сойти с ума. В бездонных глазах Федота (Илья Дель) тоже стоят слезы, когда приходится исполнять немыслимые приказы безумного царя (Виталий Куликов), которого не сегодня, так завтра могильные черви жрать будут, но он всё ещё держит под своей пятой всю Россию. Мальчикам, осмелившимся крикнуть: «А король-то голый», с ноги проломили голову и пришили статью. Мы ничего не сделали.

Марк Овчинников играет Генерала, и он очень похож в этой роли на сотрудников центра «Э». Их презирают даже полицейские, среди которых редко, но встречаются нормальные люди. «Эшники» — отбросы общества, каста неприкасаемых. Когда Генерал появляется во дворце, все присутствующие зажимают носы от отвращения и закрывают глаза. Но на таких вот людях режим и держится. Их задача не меняется испокон веков. КГБ, ФСБ, Третье отделение полиции, меняется только название, суть остаётся. «Был у царя генерал, он сведения собирал. Вынюхивает, собака, думающих инако. Подслушивает разговорчики: а вдруг в стране заговорщики?». 

Татьяна Трудова играет и Марусю, и царевну, Анна Алексахина — и Бабу Ягу, и няньку. Причём баба Яга получилась не забавным фольклорным элементом, а жуткой ведьмой, нечистой силой. Но и Маруся тоже якшается с тёмной материей: Тит Кузьмич и Флор Фомич — вовсе не два весёлых удалых молодца, а мрачный трикстер, для которого нет ничего невозможного. Постановка отдает кладбищенским холодом, на лицах актеров откуда-то появляется земля. Жизнь простого человека здесь ничего не стоит, Филатов именно об этом и писал, спрятав смысл за шутками. Если бы Федот не добыл ковёр и оленя, его бы казнили. Царь отнимет жизнь и свободу у любого, как будто народ — его личная собственность, как шутовская корона и трон. Декорацией спектакля стали пять разных антикварных стульев. Для Федота пока места нет, но скоро найдётся. Народ будет преклоняться перед любой властью. Человек, одолевший дракона, сам станет драконом.

Ярко обыгрываются главные российские беды: дураки и дороги. Царь уезжает из Москвы (чтобы посвататься к Марусе) и попадает в Россию, с её разбитыми дорогами, грязью и безысходностью. Внезапно в полотно спектакля врывается песня «Улица Ленина» группы «Ноль», под которую герои устраивают дикие танцы на костях. И мне начинает казаться, что вся наша страна — улица Ленина. У неё нет ни конца, ни начала, ни прошлого, ни будущего: из прошлого уроков не извлекли, о будущем страшно и подумать. Нам осталось только настоящее, в котором мы пытаемся выжить и сохранить в себе людей, не оскотиниться. У нас есть только мы.

Текст: Алла Игнатенко