Top.Mail.Ru

ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…

Александр Новиков,- Петербургский театральный журнал № 2 [104] 2021

Давным-давно у нас была такая рубрика. И начала ее когда-то Ольга Саваренская маленьким эссе «Старший брат» — об Александре Орлове. Тот изумительный текст на долгие годы повис образцом жанра, а рубрику куда-то смыло. Теперь мы решили встряхнуть ее, пополнив эссеистскими миниатюрами галерею Художников, о которых пишут Художники. Ху о Ху.

 

Если бы знать какие слова вперемешку с междометиями должен вымолвить режиссер, знакомясь с артистом…

Я не был уверен, есть ли вообще такие слова.

И есть ли такие междометия.

Теперь точно знаю — есть!

Женя Сафонова безошибочно нашла их. И на десятой секунде нашей первой встречи, сразу после «Здравствуйте-здравствуйте» уверенно произнесла:

— Понимаете… Саша… Я должна сразу… Ну… Сказать Вам… Понимаете…

В общем… Графиня — это не главная роль… Очень важная, но не главная…

Вообще, Пиковая дама — это не бенефис Графини…

Возникла пауза. Тогда мне показалось, что я подумал — а при чем тут главная роль и почему режиссер решила, что я считаю Графиню главной ролью?

Но это мне только показалось. Потому что я подумал тогда совершенно о другом.

Мне кажется, я подумал, что в том, как Женя говорит, как подбирает слова, как теряется в паузах, как ищет и упускает взгляд, как обретает и тут же лишается всех опор в разговоре, — в этом есть все, кроме слабости.

Женя Сафонова — хрустальный сплав силы и нежности, разрушения и созидания, уверенности и потерянности, убежденности и сомнения.

Какая же это ослепительная чушь, что с Женей тяжело репетировать!

Тяжело не с ней, тяжело с другими — с теми, «грамотными», которые отлично разбираются в пьесе, безошибочно определяют исходное событие, на первой репетиции формулируют задачи и действие, а потом, за пять дней до премьеры ловко соединяют реплики на музыку с репликами на свет. Вот где притаился ад… А не в прекрасных, таинственных и ускользающих репетициях Жени.

Женя Сафонова нежно и терпеливо, абсолютно слыша артистов и в то же время не позволяя проникнуть в спектакль ничему, чего бы она не хотела, по крохотным шагам создает огромную планету своего причудливого Театра. Театра нежного, очень красивого, раскаленного и ледяного.

Женя Сафонова — космически одаренный человек, именно поэтому предположить, каким будет ее Театр завтра, абсолютно невозможно!

Женя — счастливейшая встреча в моей судьбе…

В «Пиковой даме» я говорю: «Для игры в фараон никакого умения не требуется. Здесь все зависит от удачи…»

Огромной удачи Жене по другую сторону Фонтанки…

Май 2021 г.