Top.Mail.Ru

Елена Маркина: «С Пушкиным у меня свои счеты…»

Елена АЛЕКСЕЕВА,- «Санкт-Петербургские ведомости», 2022, 19 октября

На прошлой неделе в Театре Ленсовета отметили юбилей народной артистки России Елены МАРКИНОЙ. В ее честь был показан спектакль «Земля Эльзы». Прозвучали поздравления, воспоминания. Вспомнить было о чем, поскольку выпускница Театрального института пришла на эту сцену 58 лет назад — вслед за мужем, Леонидом Дьячковым. Актерскую пару пригласил Игорь Владимиров. Елена Степановна играла в его спектаклях много и успешно. Сегодня в ее творческом багаже более тридцати театральных ролей и столько же в кино и на телевидении. Но поскольку актриса к юбилеям относится скептически, она умудрилась сама себе подготовить оригинальный подарок: выучила наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин». О чем и рассказала журналисту Елене АЛЕКСЕЕВОЙ.

 

— Елена Степановна! Известно, что на радио в фондах ленинградской «литдрамы» сохранились ваши записи. Я до сих пор помню прелестную «Серую Шейку» Гаршина. А на телевидении — «Большую кошачью сказку» Чапека и «Мертвые души» Гоголя, где вы были (и остались) Дамой просто приятной. Как родилась идея выучить «Онегина»?

— Без книг я вообще жизни не представляю! Читаю чаще по ночам. Бессонница! В одну ночь могу читать сразу две-три книги. А когда увлеклась «Евгением Онегиным», не читала больше ничего. Сегодня могу признаться: никакая я не артистка! Я чтица! Это я знаю точно. Читать начала еще в школе, и на уроках, и на школьных вечерах. Помню, как до слез довела подруг по женской школе своим чтением «Страшной мести» Гоголя. Умела, даже не зная текста, с листа читать, мне казалось, так, как хотел автор. Всю жизнь мечтала читать на радио, делать записи. Как, например, мой ныне покойный друг Фима Каменецкий, который много читал и даже записал весь роман «Война и мир». Но меня особенно не приглашали. Поэтому на склоне лет я сама решила сделать себе подарок — выучить «Онегина», а мои коллеги Андрей Машков и Федор Пшеничный помогают с аудиозаписью. Федор даже хочет музыку написать к этой работе.

— Но почему именно «Онегин»?

— Тут есть некая мистика… «Онегиным» был увлечен мой незабвенный сын Филипп. Он вообще был особенный мальчик. Учился в гимназии при Русском музее, был золотой медалист. Друзьям говорил: «Я люблю учиться». «Онегин» был его страстью. С пережившим блокаду растрепанным сафьяновым томиком издания Суворина он просто не расставался. Но почему‑то со мной об этом он никогда не говорил. Хотя я чувствовала, что для него это нечто заветное. Он погиб совсем молодым, его сбила машина… И у меня где‑то в подсознании засела мысль про «Онегина» и строки, которые я напрямую связываю с Филиппом:

 

Блажен, кто праздник жизни рано 
Оставил, не допив до дна 
Бокала полного вина, 
Кто не дочел ее романа 
И вдруг умел расстаться с ним, 
Как я с Онегиным моим.

 

Когда в театре у меня возникла пауза, что‑то подтолкнуло меня к «Онегину», случайно открыла — и меня это захватило. Сначала я даже не могла понять, что произошло. Читала взахлеб.

— Есть любимые места, строфы?

— Все! Все любимые. Особенно близко то, на что я раньше не обращала внимания: автор адресуется лично ко мне. Все его обращения к читателю я теперь чувствую как разговор со мной. Заметила, как легко учится стихотворный текст, он при всей его глубине такой простой и естественный. Я и подумала: погружусь‑ка в «Онегина». Погружалась даже буквально, лежа в ванной, благо­ухающей какой‑то солью или пеной. И многое легко укладывалось в голове, как кирпичики. И у зубного врача умудрялась учить…

Я буквально поплыла по течению этой огромной реки. Выучила довольно быстро. Сначала как‑то попугайски, глубоко не вникая. Но постепенно стала читать другими глазами. Помогла счастливая актерская способность оживлять текст. Я почувствовала присутствие Пушкина, его дыхание, походку, шелест крылатки…

И стала понимать, о чем он говорил, обращаясь к читателю — своему современнику и тем, кто спус­тя два века его читает. Поняла, что меня не так уж занимает история Татьяны, влюбившейся в тогдашнего сельского «Алена Делона». Наедине со мной, почти не нужной театру, оставшейся на обочине, он говорил о том, что меня волновало. О музе, которая помогала ему с юношеских лет, о друзьях, о книгах и природе. И мне казалось, что поэт мне благодарен за то, что я читаю и буду читать и хранить его слова до конца жизни. Без него я таких потрясений, такого почти мистического волнения никогда не испытала бы.

— А что с аудиозаписью? Вы ею довольны?

— Первый опыт меня разочаровал. Я услышала чужой голос, неверные интонации. Удачные места попадаются, но редко. Может быть, нелепо то, что «Онегина» читает старая женщина… Но мне хочется, чтобы слушатели почувствовали мое волнение, последовали за моими, пусть скромными, открытиями… Так что работа продолжается.

— Насколько мне известно, в планах вашего театра на этот сезон тоже «Евгений Онегин». В жанре литературно-музыкального представления. Вы не будете принимать участие в этом проекте Олега Левакова?

— Не думаю, что меня пригласят. Наверное, я не вписываюсь в замысел режиссера. Но сама расставаться с «Онегиным» не намерена. Этот драгоценный клад теперь со мной навсегда.