Top.Mail.Ru

Елена Комиссаренко: «Матриархата в ближайшее воскресенье не предвидится»

Людмила Сродникова, -«Невский mix», 2008, № 2, апрель-май

Любовный треугольник в премьере Академического театра им.Ленсовета «Испанская баллада» - королевская чета Альфонсо и Леонор (в исполнении Семена Стругачева и Елены Комиссаренко) и юная красавица Ракель ( Лаура Лаури) - охвачен страстями столь же неистовыми, как музыкально-танцевальный вихрь фламенко, сопровождающий спектакль на всем его протяжении. В эмоциональной палитре спектакля переплелись любовь созидательная и разрушительная, великодушие и коварство, нежность и брутальность. На этих контрастах и выстроила свою рольнаша гостья, заслуженная артистка России Елена Комисаренко.

- Елена, в начале «Испанской баллады» ваша героиня - предмет рыцарского поклонения, настоящая Прекрасная Дама, культ которой так облагородил раннее Средневековье. Но каким же контрастом выглядит королева Леонор, надломленная и измученная ревностью: словно белая роза, окропленная каплями чужой крови... Скажите, возможно ли, играя эту женщину, оставаться адвокатом роли?
- Для меня - категорически нет! Ее поступку нет оправдания! И, даже отступая от исторической правды и романа Фейхтвангера (наш спектакль - фантазия, баллада), я с самого начала говорила режиссеру Гарольду Стрелкову: «Она должна быть наказана!» Для меня это принципиально. Сначала мы придумали, что у Леонор в финале спадает корона и царские бармы, что она заносит топор, и на глазах у зрителей происходит развенчание и обезглавливание (это было сложно в техническом воплощении, из-за сроков не воплотилось)... Мне хотелось, чтобы она стала зомби, почти мертвым человеком. В результате появился короткий, всклокоченный, словно обглоданный парик, а из большого оправдательного монолога остались только слова: «Я сделала это ради тебя!» Думаю, из предыдущих событий ясно - насколько сильно она любит Альфонсо, как сходит с ума от его измены.
- Только эта любовь внешне выражена скупо, без яркого испанского темперамента...
- Она же англичанка самых благородных кровей, образованная и воспитанная, ее еще в детстве обручили с испанским королем. Их супружеская жизнь протекала вполне благополучно до встречи Альфонсо с юной еврейкой Ракель. Когда Леонор поняла, что у нее отнимают ее любовь, тут-то и обнаружилась глубина чувства и мучительность потери. Мне важно показать, что она сама поражена, осознав: без этого, как без воздуха ей не жить! Это бешеная, сильнейшая страсть, которую уже не вернуть после семи лет терпения и ожидания. Но другое дело, когда Леонор принимает решение об устранении соперницы- да еще так хитро, якобы политическим ходом, приукрашенным словами о соображениях гуманности и порядка, обеспечения мира среди своего народа... О, это страшное дело, ужас! Откуда в ней это?! Тут припоминаются самые изощренные политиканы - Мазарини, Талейран... Знаете, однажды я прочла, что в сознании человека средневековья мозг был так смешно устроен, что не мог просчитать даже последствия своего второго шага, не то, что нескольких ходов вперед. И, значит, эмоциональный ушиб должен быть таким потрясением, чтобы у нее весь организм встряхнуло, мозг заработал необычайно интенсивно, она сообразила то, что и для современного политика непросто. 
- А может, политика- дело не женское? Непомерная ноша для женской психологии и ума?
- Да чем лучше политика мужчин? Ну, напридумали они новых танков и стрелялок, а сидящие на денежных мешках устроили очередную бойню... Разве об этом подумала бы женщина-политик? Да, она может быть по-звериному ужасной, особенно когда защищает, отстаивает своих детей. Но изначально она, рожающая людей для жизни, не способна и помыслить об убийстве. А мужчины все продолжают свои военные затеи! От большого ума, конечно... Нет, мне интереснее то, что где-то в космосе открыли новую планету! 
- Елена! Ваши сценические героини - из разных времен, есть современницы, есть женщины из прошлого и будущего. Как по-вашему, где всего уместнее культ Прекрасной Дамы?
- У меня, наверно, пессимистичный взгляд на эту мужскую цивилизацию, но нам никто не предлагает другую и матриархата не предвидится... Нет у меня ощущения, что женское благополучие стабильно даже во времена усиления культа Прекрасной Дамы, да и в художественной литературе сколько угодно примеров того, как неласкова была судьба к женщинам, воспетым художниками и поэтами. Нет, эта цивилизация сугубо мужская, и нет ничего глупее попытки понять друг друга - мы живем параллельными мирами, взаимопроникновение разрушительно! Одна радость - дети. 
- Но гармония все же возможна?
- Она в ожидании чуда, счастья. Вот об этом все мои роли! Мы по касательной, по жизненной параболе движемся в своих поисках счастья, но только когда график окончательно вычерчен, тебе становится ясно, где же была точка максимального приближения, момент счастья. Только спустя время... Но в этом, наверно, тоже есть какой-то смысл.
Беседовала Людмила Сродникова