Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Экий матерый человечище – этот Матвеев!»

«PROсцениум», 2007, № 7, май

В Академическом театре имени Ленсовета 9 мая состоится бенефис заслуженного артиста России Владимира Матвеева, который проводит совместно с театром Санкт-Петербургский общественный Благотворительный актёрский фонд Николая Симонова. В программе бенефиса - сцены из спектаклей «Мера за меру», «На всякого мудреца довольно простоты», «Каренин. Анна. Вронский.» (Театр им. Ленсовета), «Нахлебник», «Пучина», «Шутники» (Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова»), «Венецианский купец» (Театр «Комедианты»); архивные кадры из спектаклей прошлых лет, кино- и телефильмов, творческие сюрпризы и возможные неожиданные встречи. 
О герое вечера нам рассказал режиссёр Геннадий Тростянецкий:

-Если вы хотите увидеть лицедея и ерника - смотрите Матвеева. 
Если вы хотите увидеть русскую психологическую школу - смотрите Матвеева.
Его Ихарев из «Игроков»- гоголевский чертик, выброшенный на сцену звонкой пружинкой. Абсолютно фантасмагорическая фигурка. Хлестаков, проигравшийся в Пензе перед отъездом в пьесу «Ревизор». Вот что такое Ихарев у Матвеева. Абсолютно живой чертик-марионетка. Как это было сделано - непонятно!
Он звонил мне за границу: «Я умру, если ты не возьмешь Каренина». Лучшего Каренина трудно было себе вообразить. Матвеев движется от фарса к трагедии. Когда идет последняя сцена, я всегда плачу. В этой сцене именно что - «дышит судьба». Ни одной белой нитки. Абсолютное пребывание страдания здесь и сейчас, на ваших глазах. Вы не замечаете, как это сделано. 
А, между тем, это с д е л а н о . Ибо Володя при своей уникальной одаренности ещё и мастеровой . Он владеет актерским ремеслом - навыками управления своей энергией, у него не может быть "как Бог на душу положит". 
Блистательный курс Игоря Петровича Владимирова - радость и гордость всего Ленинграда! - они великолепно усвоили уроки практического театра, быть может, главный из которых - необходимое уменье слышать зрительный зал. Матвеев это усвоил сверх меры. Потому, случается, и "поддает". Потому и получает нагоняй. 
Но как же он чуток к режиссерским замечаниям!
Как у всякого опытного актера, у него есть свои ухваты, приемы, приемчики, но Мастер он потому, что весь изгиб рисунка роли способен превратить в манки, выводящие его на живой сиюминутный процесс.
Ему нужна большая роль в кино, нужны крупные планы, чтобы вы, господа зрители, могли увидеть, как душевную катастрофу можно сыграть лёгким подрагиванием трапециевидной мышцы лица.
Я помню, как после окончания репетиции одной из сцен «Каренина...» Володя удивленно вытирал слезы, подхохатывая над собой: он даже не заметил, как они нахлынули во время пробы. А вы говорите - штучки!..
Матвеев - мужик крутой, с норовом. Мне довелось (чуть не вырвалось - "поcчастливилось"!) наблюдать его в гневе. Страшновато.
Я видел его дежурную улыбку: рот до ушей, зубы напоказ, струится елей. 
Я слышал его искусственный смех, раздававшийся не всегда к месту.
Но я никогда н е в и д е л е г о с у е т л и в ы м . 
Да, он, может быть, и бывает несправедлив - возьмет и обрушится на партнера, на режиссера, на гримера, на молоденького артистика, на табуретку.
Но он никогда н е б ы в а е т м е л к и м. 
Он выставляет между собой и вами некую невидимую границу, за которую вход воспрещен, думаю, даже самым близким людям. Он - вещь в себе. Замкнутость Матвеева, неподвижно уставившегося в одну точку в течение часа, ожидающего начала репетиции своего куска, приковывала мое внимание неотвратимо: казалось, он где-то в другом месте, не здесь. От этого становилось жутковато. 
Матвеев - из Достоевского. Не из Чехова. Идеальный Порфирий Петрович. 
С Игорем Петровичем Владимировым он пережил не только счастье. Думаю, рана не зарубцевалась до сих пор. Потому что у него не чувство - чувствилище.
Сильнейшее воображение дает моментальный отклик в нерве, лицо, тело реагирует мгновенно - вот вам Матвеев. Физиологическое чувство юмора. Время активного пребывания его героя на сцене в «Мнимом больном» - не более десяти минут. Но монолог этого заики укладывал на лопатки зрительные залы.
Все это - и его глубочайшая одаренность, и характер-норов, и мужицкое нутро, и хватка мастерового, когда сплавляется, переплавляется, проходит через горнило порой мучительнейших репетиций, выдается "на гора" живейший и мощный театральный продукт, - несомненно, является культурным достоянием большого европейского города.
Я думаю так, господа присяжные заседатели!

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр