Главная героиня нового спектакля — женщина средних лет, достигшая многого в карьере и уверенная в своем праве на любовь. Самостоятельная и независимая, вышедшая победительницей из многих жизненных испытаний, она оказывается бессильной в борьбе за простую человеческую близость. Автор пьесы “Жанна” — молодой российский драматург Ярослава Пулинович.
Режиссер Мария Романова поделилась с «МР» своими мыслями о том, почему сила не всегда ведет к счастью.
- Почему вы решили обратиться к этой пьесе?
- Во-первых, главная героиня — женщина. Это само по себе актуально сейчас, потому что в принципе женщинам сегодня многое стало подвластно. Мы сейчас все, куда ни глянь — сильные женщины. И многое можем решать. Но откуда взялась эта сила? И является ли она благом для нас самих?
Что меня особенно зацепило в этой пьесе — это история, связанная с отцом Жанны. Это ее чувственный ожог. Маленькой девочке, выросшей без отечества, приходится быть сильной. Я вижу в этом проблему, актуальную для многих сегодня.
- Драма героини и с семьей, и с эпохой, и с характером… И все-таки с тем, что она — женщина?
- Конечно, она — продукт эпохи, и ее ожесточенность — результат всей боли, того сиротства, того глобального одиночества, которое ей пришлось пережить. Когда женщине приходится выживать в одиночку, она, собрав всю свою волю в кулак, действительно может многого добиться. Другой вопрос, принесет ли ей это счастье?
Корни трагедии Жанны кроются в ее детстве. На мой взгляд, Жанна в глубине души остается маленькой, капризной, обиженной девочкой… Жизнь дает нам какие-то уроки, и мы можем по-разному воспринимать их. Если тебе удается повзрослеть внутренне, ты, скорее всего, приходишь к свету, к прощению. А если ты не в силах перестать мстить за свои обиды, возникает замкнутый круг. Зло порождает зло. И если ты сам не выйдешь из этого круга, то он будет закручиваться все туже.
- Какими показаны в спектакле мужчины?
- Нормальные мужчины. Андрей, возлюбленный Жанны — вовсе не плохой человек, он тоже продукт того мира, в котором ему пришлось жить. Да, в каком-то плане, он слаб, но ведь это естественная вещь. Борис, персонаж “Грозы” — тоже, получается, слабый. Кстати, эти роли очень трудно даются мужчинам: потому что не они ведут, а обстоятельства. Андрей, как и Борис, оказывается беспомощен, — такой антигерой. С другой стороны, это закономерно: там, где сильная женщина, там и слабый мужчина. Мы, сильные женщины, сами делаем мужчин слабыми.
- А с кем из литературных персонажей ассоциируется Жанна?
- Васса Железнова, наверное. Была еще советская пьеса “Пять углов” про балерину, там схожая ситуация: тоже про человека, стойко держащего удар по жизни, преданного балету, оказавшегося в итоге в пустоте и одиночестве.
Стоит сказать, что мы опоэтизировали нашу героиню. У нас в главной роли Елена Евгеньевна Комиссаренко, а в этой истории все очень зависит от того, кто играет главную роль. Жанна получилась у нас очень поэтичной, не столь расчетливой, как можно было бы предположить. Мы видим “железную леди”, но одновременно трепетную, израненную натуру.
- Все-таки, вы считаете, что сила не совсем естественна для женщин?
- Почему, в наше время, в наших условиях она стала вполне естественной. Но это не значит, что это правильно. Нам приходится пробуждать в себе мужскую энергию, и, возможно, поэтому все идет наперекосяк.
Беседовала Анна Акопова.