Top.Mail.Ru

Другой Толстой из Петербурга.

Кирсикка Моринг,- Нельсинкин Саномат (Helsingin Sanomat) 5 февраля 2004

Любовный треугольник «Анны Карениной» в трактовке Петербургского театра похож на корриду.

Прощай романтическое фатально-неспешное повествование «Анны Карениной».
Прощай презревшая смерть любовь Анны и Вронского.
Приглашенный театром Клокрике на недельный гастрольный визит Санкт-Петербургский театр Ленсовета увидел роман Толстого новыми глазами. Геннадий Тростянецкий, автор сценария и режиссер спектакля, роман-кирпич превратил в сконцентрированную трехчасовую драму троих. Второстепенных героев мало, да и они лишь промелькнут на сцене. Влюбленная Китти выплескивает свое разочарование в начале, а Долли ужасается разыгравшейся трагедии будто приклеенная к стене.
На сцене властвуют Анна, ее муж Каренин и ее любовник Вронский. Большего и не требуется. Никаких роскошных балов, никаких скачек, никаких дворянских имений или мужиков.
Сын Анны Сережа - самый впечатляющий персонаж спектакля: детский мячик, который вакатывается на сцену и бросается обратно за кулисы.

В основе вычищенного до сердцевины спектакля малой формы - сила потрясающих актерских работ. Насыщенный событиями спектакль выкристаллизовывается в несколько стилизованных сцен, в одной из которых Анна кричит против ветра огромного вентилятора. Или когда три руки пытаются протиснуться в рукав одной офицерской шинели.
Черные стены несут драматургическую нагрузку - герои спектакля задают темп повествованию, делая рисунки и записи мелом на стене. Современный и очень популярный ход великолепно работает в этом спектакле.
Тайное любовное письмо, написанное мелом на стене! Ревность Каренина обретает основу.
Танцующие, хореографические формы выражения намеков, страстей и любви создают точный, до малейшей черточки выверенный язык спектакля.

Методы эпического театра вновь в работе, жестикуляция форм поддерживает неожиданные повороты сюжета.
В трактовке актеров виден и элемент сатиры. Иногда даже создается впечатление, что они от души пародируют толстовскую традицию. Соперники носятся по сцене, как на корриде, а в центре круга - Анна.
Интересно, изобретательно, может даже слишком изобретательно. 
Любовь, ревность и смерть могут показаться театральной игрой. Во что мне, как зрителю, остается верить? Во всяком случае не в любовь Анны и Вронского. Она больше похожа на весеннюю течку. 
В великолепном исполнении Елены Кривец Анна - женственная, чувственная искрометная, темпераментная, она совершенно не похожа на традиционную в театре и кино хрупкую романтическую Анну. Анна Елены Кривец знает, на что идет, и делает это умышленно. Здесь нет нужды в роке.
Партнер Анны, Вронский, молодой и худощавый, словно только что вырван из объятий собственной матери. Сама по себе интересная трактовка человеческих отношений.
Это праздник - наслаждаться великолепным исполнением Владимира Матвеева роли Каренина, которая неизбежно стала центральной фигурой спектакля. Матвеев способен в одном предложении перейти от комикования до подлинной трагедии, от любви к ненависти.
Он излучает авторитет, присущий ему по его положению и возрасту, но даже этот авторитет оборачивается неустойчивой кулисой, не способной устоять против человеческого унижения.

Необычный спектакль, необычная трактовка. Но я все-таки не уверена, моя ли это «Анна Каренина».

Кирсикка Моринг