Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ДРЕВНЕРУССКАЯ ТОСКА

Владимир Кантор,- Петербургский театрал, №1 (17) январь 2019

Андрей Прикотенкотак ярко начинавший у нас в 2000-е, давно покинул Петербург. Стал модным, но невостребованным в родном городе. Этот сезон можно назвать возвращением. Сначала его московская премьера – «Опера нищих»  стала гостем фестиваля «Балтийский дом», а теперь и в репертуарном Театре Ленсовета появился его новый спектакль – «Русская матрица», первая большая премьера после громкого ухода режиссера Юрия Бутусова.  

Судя по количеству откликов на этот спектакль, в Петербурге режиссера ждали давно, а уж на фоне вечно бурлящей истории Театра Ленсовета и Юрия Бутусова, чьи отношения любви-ненависти напоминают отношения знаменитого итальянского режиссера Стрелера и его детища – миланского Пикколо театро, острота этого возвращения приняла гипертрофированные формы. Одни – бурно хвалят спектакль, не скупясь на комплименты, другие – дают волю сарказму и критике. Хотя сам спектакль программным не назовешь. Будь он поставлен в каком другом театре или в том же Ленсовета, но в других обстоятельствах, вряд ли привлек бы такое внимание театральной общественности. Вспомните, когда последний раз комитет по культуре во главе с председателем в полном составе посещал петербургские премьеры, а Олег Басилашвили или замдиректора Балтдома Марина Беляева публично высказывались о петербургских спектаклях? 

Для Прикотенко «Русская матрица» – спектакль очень личный, поэтому и за текст взялся сам, хотел сказать что-то про себя в первую очередь. Ясно, что название спектакля – «Русская матрица» – существует в оппозиции, либо же как инвариант какой-то иной матрицы. И, конечно, для Прикотенко (несмотря на антропологический бэкграунд буклета спектакля, который скорее уводит от смысла, чем направляет к нему), человека, сформированного на рубеже XX и XXIвеков, главным отражением темы остается известный фильм «Матрица». И здесь поиски самих себя, национальной самоидентефикации на материале славянской мифологии уходят на второй, а то и на третий план. Главным видится вопрос: как изменить самих себя? Не найти эту «русскую матрицу», а преодолеть ее, уйти, отказаться, освободиться от зомбирующей современной российской реальности с ее вечным подиумом (на миру и смерть красна), настолько модными, насколько и нелепыми примочками в виде гироскутеров, русскими стилизованными песнями и милитаризированным гламуром с его гомосексуальностью (куда уж без нее).  

Очень трудно говорить про то, хороший или плохой получился спектакль – он очень несовершенный, рыхлый, нецельный. Смотреть его непросто, но.  Но в нем есть Сергей Мигицко, блестяще сыгравший главного героя – Ивана-дурака –  того избранного судьбой, кто по обыкновению должен пройти все испытания-искушения и победить. Благодаря игре Мигицко, очень спокойно и уверенно ведущего свою роль – роль наивного и уставшего от пестроты каналов и предложений простака, рваная ткань эпизодов спектакля склеивается. Не хочу сказать, что спектакль делает один артист. Случалось видеть спектакли, в которых участие Мигицко совершенно не спасало. Здесь спасает. Значит режиссеру удалось точно попасть в амплуа, создать комфортную среду, и ею, как ни странно,  оказался банальный фэшн-карнавал. Сергей Мигицко – уникальный артист, он – буффон, это редкое в современном театре амплуа. И в этом спектакле, как нигде, он эту свою буффонность воплощает, творит и бросает в зал. В его фигуре как бы соединяются потерявший все король Лир и не имевший никогда ничего за душой Шут. Его искренность, открытость, способность удивиться, поверить, делает его героем и идеальным зрителем разворачивающегося вокруг интерактивного перформанса, придавая смысл происходящему на сценеА остальное – слабая драматургия, хорошая музыка, проекторы в глаза и видеоряд со всех сторон, сомнительные шутки, которые, впрочем, залу Ленсовета по душе, неспособность многих артистов к импровизации и вообще недостаток свободы и смелости 

Прикотенко использует стиль как обертку от конфеты – профанирует, превращает в китч, вкладывая внутрь этой обертки, подчас не связанный с ней смысл и не свойственный ей вкус. Однако хаос псевдодревнерусской тоски Прикотенко – обертка, возможно, не самая элегантная, но позволяющая, выйдя из зала, с радостью отправиться домой без всякой тоски.

В ЛУЧАХ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьерный показ спектакля «В лучах» (Малая сцена), назначенный на 6 ноября, состоится в 20:00!

Подробнее

НОВЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

11 сентября роли Федотика и Ферапонта в спектакле Юрия Бутусова "ТРИ СЕСТРЫ" впервые сыграл Фёдор ПШЕНИЧНЫЙ. Поздравляем!

Подробнее

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

3 сентября премьерой спектакля «Синьор из высшего общества» наш театр открыл 88-ой сезон. Состоялся сбор труппы и пресс-конференция, где журналистам рассказали о творческих итогах 87-го сезона и планах на новый сезон.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что премьера спектакля "ТАРТЮФ" состоится 4 ноября, в связи с чем в Афише произошли изменения.

Подробнее

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! Вместо назначенного на 10 сентября спектакля «Без вины виноватые» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Вместо назначенного на 19 сентября спектакля «Ревизор» состоится спектакль «В этом милом старом доме». Приносим извинения за доставленные неудобства!

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland Культура Питер ФМ Пушкинская карта Национальный проект Культура
Портал единой карты петербуржца Национальный проект Культура Наденьте маску Госпочта
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр