15 и 16 октября в Театре им. Ленсовета - премьера спектакля «Дракон», поставленного по знаменитой пьесе Евгения Шварца.
Корреспондент «Вечёрки» Виктория Аминова побывала на репетиции, где наблюдала, как из разрозненных эпизодов складывалась целостная картина.
Когда приходишь на репетицию в театр, всегда бывает особенно интересно то, что скрыто от глаз зрителей, но всех волнует: как удается режиссеру оживить написанное на бумаге? Как актер находит свой образ? Как он постепенно перестает быть, предположим, народным артистом Сергеем Мигицко и превращается в Дракона?
Декораций на сцене еще не было, так же как и костюмов у актеров. Бургомистр (Александр Сулимов) был в джинсах, его пронырливый сынок Генрих (Роман Баранов) - в спортивных трусах, девушки-пташки - в трико, и только красавица Эльза (Дарья Циберкина) появилась в роскошном темно-бордовом платье с крыльями. Мы попали на репетицию одной из последних сцен, когда бургомистр объявляет отцу Эльзы Шарлеманю (Евгений Филатов), что сегодня женится на ней. На наших глазах сложился совершенно чудесный дуэт двух маститых ленсоветовских актеров - Александра Сулимова и Филатова Евгения. Оба они - актеры старой школы, работавшие с Игорем Владимировым, и потому прекрасно умеют импровизировать, на ходу придумывая новые шутки, наделяя своих героев какими-то особенными черточками характеров героев. Четыре раза сыграли они драматичную и страшную сцену, когда Бургомистр подает Шарлеманю список его друзей, которых держит в заложниках, и каждый раз это происходило по-разному: то так, что мурашки бежали по спине, а то и смешно. Поклонники Театра им. Ленсовета знают Филатова скорее как комедийного актера: стоит ему появиться на сцене, и все уже готовятся хохотать. Шарлемань в снаряжении из ржавого таза и миски на голове - тоже смешной и нелепый, но только на первый взгляд: с каждой репликой он вызывает все больше сочувствия и уважения. А чем тише и ласковее начинает говорить Бургомистр Александра Сулимова, тем опаснее он становится.
Андрей Корионов хотя и молодой режиссер, но уже известен и петербургским театралам, и российским, на его счету постановки в разных театрах города и страны. Наблюдая за тем, как Андрей работает с актерами, понимаешь, что он пока не режиссер-диктатор: прислушивается ко всем пожеланиям и идеям, которые в изобилии рождаются не только у актеров на сцене, но и у тех, кто сидит в зале, и даже позволяет Сулимову самому давать советы молодому партнеру. Но когда нужно, Корионов вмешивается и отсекает все лишнее. Мы наблюдали, как к концу репетиции разрозненные эпизоды вдруг сложились в целостную картину, которую смотреть было так интересно, как будто это уже готовый спектакль.
Андрей КОРИОНОВ: «Современность героя не в том, что он живет среди нас и разговаривает по мобильнику».
Мы подождали, пока режиссер пообедает, и приступили к расспросам о том, почему, став известным благодаря постановке скандальной пьесы из «Новой драмы» («Лето, которого мы не видели вовсе» в Театре «Приют комедианта»), он теперь обратился к сказке , написанной в прошлом веке.
- Художественный руководитель Гарольд Стрелков предложил мне поставить Шварца, а пьесу «Дракон» я выбрал сам. Потому что меня вообще интересует современный герой: что это за субстанция такая, существует он в нашей жизни или нет. А в этой пьесе есть два полярных героя, представляющих добро и зло: Дракон и Ланцелот. Всем с самого начала понятно, что положительный герой должен убить дракона и жениться на принцессе, а я вижу это иначе.
- Андрей, ты искал в пьесе Шварца современного героя?
- Современность героя проявляется не в том, что он живет среди нас и разговаривает по мобильнику, а в том, чего он от этого мира ждет. Пьеса Шварца ни в коем случае не устарела, и меня интересует не тоталитарный режим, о котором писал драматург, а общество, этот город и горожане, которых на самом деле устраивает жить при Драконе. Они имеют все блага, принося малую жертву: одна девушка в год - это ничто. Вон сколько этих девушек погибает за год, хотя бы в автокатастрофах.
- А какова позиция авторов спектакля? Ты тоже считаешь, что одна девушка ничего не стоит?
- Нет конечно, мы-то как раз ставим спектакль о том, что каждая жизнь бесценна. Приносить человеческую жертву, чтобы благополучно и комфортно жить, - это абсолютно про нас, эти горожане - мы. Только Ланцелота найти трудно. Ланцелот - это скорее наша тоска по герою, таких людей сейчас нет, нам бы хотелось, чтобы он был, но если он вдруг появится, то непонятно, что нам с ним делать.
- Этот спектакль ориентирован на детей или на взрослых?
- Спектакль в первую очередь обращен к сознательным, самостоятельно мыслящим людям. Это сказка для взрослых.
- Какое основное выразительное средство в спектакле?
- Пластика, мы с балетмейстером Игорем Григурко придумали пластические ритуальные номера, ведь когда в стране мало правды, то нужны ритуалы, которые эту правду заменяют.
- Как выбрали исполнителей на главные роли?
- То, что Дракона будет играть Сергей Мигицко, мне было сразу понятно, потому что в нем есть сверхобаяние, которое делает этого злодея особенно страшным. По поводу Ланцелота мы мучились, пробовали разных актеров, а потом остановились на Сергее Перегудове. Потому что на вид он кажется бесшабашным, действующим импульсивно, не раздумывая, а на самом деле оказывается, что он думающий человек, который находится в борьбе в первую очередь с самим собой. Важно то, что Ланцелот и Дракон похожи: как артисты они оба очень обаятельны, а как персонажи схожи в восприятии мира, у них одинаковый способ решения проблем:
убивать тех, кто им неугоден. Это очень современно.
Прямая речь
Сергею Мигицко мы задали один, но самый важный вопрос: а кто такой Дракон?
- Я еще не знаю, кто такой Дракон, это станет понятно только на премьере, когда наш спектакль соберется в единое целое. Мне хотелось бы показать Дракона человеком - со своими сильными и слабыми сторонами, со своим обаянием и антиобаянием. Моя задача уйти от страшного чудовища с зубами и крыльями и показать человека умного, эрудированного, страшного не тем, что он орет и свистит, как написано в ремарках, а теми поступками, которые он совершает. В один момент Дракон сам сожалеет о том, что он творит, но продолжает это делать. Каким он у меня получится, вы увидите в спектакле.