Фото Юлии Смелкиной
В минувшие выходные в Театре имени Ленсовета прошли показы премьерного спектакля “Бесы” — вечная классика Достоевского проложила себе путь на главную сцену одного из ведущих театров Петербурга, собрав под крылом артистов самого разного калибра, воплотивших столь значимых героев русской литературы.
Переносить фундаментальную классику на театральную сцену — дело весьма неблагодарное: от чего-то приходится отказываться, дабы не превратить постановку в многочасовое унылое действо в ограниченном пространстве, а попытки балансировать между буквальным изображением истории и символизмом непременно найдут среди зрителей либо недовольных преклонением традиционному костюмированному театру, либо трепетных охранителей классики от лап так называемого артхауса. Но, кажется, новые “Бесы”, поставленные режиссером Алексеем Слюсарчуком, представили тот самый органичный баланс, когда символизм изящно облачен в традиционные костюмы и вещает со сцены, коснувшись души каждого зрителя в зале.
От некоторых сюжетных линий, похоже, все же пришлось отказаться — так, к примеру, в сценической версии романа исчезли Лиза Тушина и Маврикий Николаевич, однако отсутствия или нехватки персонажей и их линий совсем не ощущается и происходящего на сцене и так хватает, чтобы целиком захватить зрительское внимание и погрузиться в рассуждения и страдания существующих героев. У каждого — своя правда, своя трагедия, которой, если и не проникаешься, то непременно задумаешься, как она повлияла на героя.
…И вот уже безусловный подлец и злодей Петр Верховенский (Иван Батарев), после диалогов на повышенных тонах с отцом Степаном Трофимовичем (его играет заслуженный артист России Александр Новиков) кажется нам более понятным в истоках формирования его не самой, мягко говоря, порядочной личности. И так — с каждым персонажем в этой постановке. Особенно становится жаль Ивана Шатова (в его роли в день моего визита в театр предстал актер Александр Крымов), который, в отличие от остальных героев этой драмы, успел обрести настоящее счастье и почувствовать недоступную остальным легкость бытия. И, обретя это, тотчас лишился.
К слову, хоть постановка, как и роман Достоевского, кругом трагическая, но творческой команде спектакля не откажешь в умении переключать тон повествования для сохранения зрительского внимания. Комические моменты, едва занимающие минуту, как-то точечно, но очень точно приходятся на все три акта: артисты одной интонацией, взглядом или выразительным жестом вдруг посреди серьезного диалога заставляют тебя усмехнуться — и как будто вместе с этим немного сбросить накопленный груз драмы и серьезности, чтобы с новой долей внимания вернуться в суть момента. Почему-то особенно запомнился анахронизм, вклинившийся в разговор Петра Верховенского и Николая Ставрогина (Никита Волков), когда последний в ответ Верховенскому вдруг изобразил закуривающего трубку Иосифа Сталина — и это было как нельзя уместно к сути их обсуждения. Куда же без доли абсурда в спектаклях!
В подобной постановке, наполненной существованием стольких персонажей и многообразием действий, нельзя, казалось бы, обойтись и без должного количества декораций. Однако и здесь творческая команда нашла решение, не загромождающее сцену сложными конструкциями: в слаженных, отработанных сценических движениях артисты, словно тени, выносят необходимый реквизит для нужных эпизодов, и вот уже богатая столовая Варвары Петровны Ставрогиной (Ольга Муравицкая) становится каморкой Шатова или сельской дорогой, по которой бредет страдающий от подступающей лихорадки Степан Трофимович.
Как говорил один классик — если уснуть и проснуться через сто лет, в России мало что поменяется. И новые “Бесы”, поставленные к 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, тому подтверждение. Философские разговоры, мировоззрение героев, споры, события, происходившие в конце позапрошлого столетия, кажутся актуальными и нам, нынешним зрителям. Роман Достоевского с его вечными вопросами неоднократно находил пристанище и на сцене, и на российских экранах. Теперь настал черед и Театра имени Ленсовета продемонстрировать свою интерпретацию бессмертной классики — так что не упустите шанс увидеть что-то новое в извечных картинах Руси и человеческой души с ее бесами и ангелами.
Анна Неверова специально для Musecube