Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

"Дорогой Бог, пишу тебе первый раз"

Артур Соломонов,- «Известия», 2005, 9 июня

Алиса Фрейндлих сыграла мальчика 
На фестиваль имени Чехова привезли спектакль театра "Ленсовета" из Петербурга "Оскар и Розовая Дама". После трехчасового моноспектакля Алисы Фрейндлих публика очень долго не отпускала актрису со сцены, а поклонники подарили ей столько цветов, сколько увидишь не на каждом юбилее. 
Этот спектакль можно воспринимать как художественное послесловие к акции "Подари мне жизнь" в поддержку больных раком детей, которая недавно прошла в театре "Современник". На том концерте рассказывали реальные истории людей, излечившихся от рака в детстве или же не справившихся с болезнью. Герой спектакля Фрейндлих - больной раком мальчик Оскар, который конечно же никогда не существовал. Но за три часа, которые Фрейндлих проводит на сцене, она успевает нам показать и его страх смерти, и короткую любовь к соседке по палате, и презрение и нежность к родителям, и последнюю привязанность - Розовую Маму, его старую-старую сиделку. 
Алиса Фрейндлих играет и ворчливо-добрую сиделку, и умирающего мальчика, и девочку Пегги, в которую влюблен Оскар. Понизив голос, она укоряет: "Оскар, ты же уже большой"; секунду спустя голосом чуть более высоким говорит от имени мальчика: "Дорогой Бог, пишу тебе первый раз, потому что у меня не было времени из-за школы". Перевоплощение происходит мгновенно. Хотя это даже не перевоплощение: Фрейндлих в большей степени рассказывает о своих персонажах, чем их изображает. Благодаря этой отстраненности у зрителя появляется возможность поучаствовать в действе, используя воображение: как был одет этот мальчик, как говорил, как двигался? Как выглядели его родители? Рассказывая об Оскаре и иногда показывая его, Фрейндлих не пользуется ни тоненьким голоском, ни угловатыми, неуверенными движениями. Выступая от лица его сиделки, она не кряхтит и не прихрамывает. Точно выбранная интонация позволяет Фрейндлих избежать главной опасности - превратить спектакль в "слезовыжималку". Можно было так подавить публику историей умирания десятилетнего Оскара, что никакого смысла в спектакле бы не осталось - одни всхлипы. Актриса мастерски обходит эту ловушку: в ее исполнении нет никакой слезливости, но есть печаль, и поэтому история становится трагичной и суровой и религиозный ее смысл проступает отчетливо. Я смотрел этот спектакль, сидя в амфитеатре, но энергетика Фрейндлих столь мощна, что казалось - актриса совсем рядом. 
Режиссер Владислав Пази принял минимальное участие в спектакле. И в этом случае поступил, как мне кажется, верно - во-первых, это моноспектакль Алисы Фрейндлих, во-вторых, сам текст призывает к очень аскетичным постановочным решениям, иначе он соскользнет в мелодраму. Но все же Пази не удержался и показал на сцене "детский мир": шарики, плюшевых медвежат и другие приметы детского быта. Фрейндлих так работает с этим реквизитом, что даже когда она гладит шар или прижимает к себе плюшевого мишку, всякая "милота" отступает. Синий шар - это девочка Пегги, в которую влюблен Оскар. Сиделка придумывает для мальчика такую игру: вообрази, что каждый день тебе прибавляется по десять лет. И вот мальчик взрослеет, женится на Пегги, у них появляются дети, он становится все более солидным, приходит старость, а потом и смерть. 
Смысл и интонация этого спектакля пролегают между языческой суровостью - все обречены на смерть, кто-то уйдет раньше, кто-то позже, и надо принять это как непреложный закон - и свойственным христианству ощущением важности любой, даже самой маленькой, жизни. Эрик-Эмманюэль Шмитт основал свой текст на религиозной проблематике - богоборчество мальчика и достойно уважения, и комично: представьте, что десятилетний Иван Карамазов высказывает свои справедливые, но незамысловатые претензии к Богу. Но письма Оскара к Богу всегда заканчиваются так: "Целую. Оскар". В мастерской безыскусности, с которой Фрейндлих создает образы мальчика и сиделки, в простоте, с которой она говорит о самых важных вещах, большая смелость. На "прямую речь" надо отважиться. 
Артур Соломонов

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр