Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Дон Кихот и странное время

Полина ВИНОГРАДОВА,-"С.-Петербургские ведомости", Выпуск № 250 от 24.12.2013

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля Александра Баргмана «Дон Кихот» с Сергеем Мигицко в главной роли. Известный актер, основатель и художественный руководитель Такого театра Александр Баргман сегодня больше работает как режиссер, его спектакли по классическим и современным пьесам можно увидеть в репертуаре нескольких петербургских театров. В этом году спектакль «Ночь Гельвера» Ингмара Вилквиста на Малой сцене Театра им. Комиссаржевской получил премию «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль малой формы».

 
Наш корреспондент поговорила с Александром БАРГМАНОМ о судьбе Дон Кихота в агрессивном мире.
 

- Почему вам показалось своевременным переосмыслить образ Дон Кихота?

- Главная причина выбора этой пьесы - Михаил Булгаков, к которому я отношусь с невероятным почитанием. Это великий писатель, мученик своего времени. Я уже ставил его пьесу «Кабала святош» - спектакль «Мольер» в Тюменском драматическом театре. Так что в первую очередь это продолжение моего диалога с автором. Я читал его мемуары, письма и подпитывался его жизнью и творчеством. Я уверен, что и сам Булгаков - Дон Кихот. Он боролся за справедливость по отношению к человеку в той странной стране и в то странное время, в которое жил. Как правило, терпел поражение в борьбе за себя, за свои пьесы, за их реализацию, но, задавленный режимом, не сдавался. В этом отчаянии и рвении - рифма с Дон Кихотом.

 

 
- Кого-нибудь из современников можно назвать Дон Кихотом?

 

- Про сегодняшних донкихотов я не думал. Для меня Дон Кихоты - это Жак Брель, который играл его в мюзикле «Человек из Ламанчи», академик Сахаров, Бродский, Высоцкий. Дон Кихот - это всегда тот, кто пытается гармонизировать мир во имя достоинства человека.

- Однажды вы сказали, что Такой театр - ваш протест против того, что вы в театральном искусстве не любите. Чего вам не хватает в современном театре?

- Я не люблю дурной театр. Люблю видеть на сцене живых людей. Не актеров, играющих людей, а актеров, присвоивших себе боль и проблемы персонажей. Все это должно быть помножено на художественное осмысление человеческих характеров и судеб. Во мне не откликается так называемый концептуальный театр, отвергающий психологическое общение.

Когда я ставлю в других городах России, мне не хватает обученности актеров и «заряженности» на служение театру. Я часто вижу артистов, которые просто тешат свое самолюбие, выходя перед зрителями на сцену. Я считаю, что надо разбивать голову о стену во имя того, чтобы сыграть роль, выносить на площадку свое выстраданное понимание - кого ты играешь и во имя чего. Этого мне не хватает.

 

 
- Сегодня простой зритель немного запутался в том разнообразии форм, которые ему предлагают считать театром. Нет четких критериев, по которым можно понять: перед нами очередное надувательство или действительно оригинальная интерпретация классики?

 

- Это вопрос личной потребности в спектакле, заинтересованности в поднятой теме. Если зритель приходит в театр для того, чтобы услышать даже не ответ, но какой-то вопрос, адресованный к себе, то это будет зритель с правильным восприятием.

 

 
- В чем преимущество своей независимой труппы перед работой в государственном театре? Такое впечатление, что вас совсем не привлекает стабильное положение «штатной единицы».

 

- У меня был немалый опыт работы в штате: я служил восемь лет в Александринском театре, четыре года в Театре на Литейном, потом сделал попытку вернуться в Александринский, но теперь все эти попытки прекратил. Мне не хватает свободы, мне не хватает воздуха, не люблю иметь дело с режиссерами, которые мне навязывают что-то, мне это не интересно, хочу сам выбирать. Я хотел сам выбирать, когда был актером, и хочу сам выбирать, когда стал режиссером. Правда, проблема в том, что моих любимых артистов трудно собрать на репетиции, потому что все они востребованы в своих театрах.

 

 
- Когда вы занялись режиссурой, ваше отношение к актерской профессии изменилось?

 

- Дело не в отношении к профессии. Просто теперь я меньше играю и, наверное, стал хуже как артист. У меня много энергии и размышлений уходит на постановку спектакля - в итоге на сцене я существую в усталом режиме. Это совершенно не правильно.

 

 
- У вас в «Дон Кихоте» заняты артисты разных поколений: Сергей Мигицко и Илья Дель. Вы ощущаете разницу между их мировоззрением и отношением к делу? В труппе не возникает каких-то поколенческих конфликтов?

 

- Они оба талантливейшие артисты, жадные до работы, трудяги. Да, это люди разных поколений. Илья сейчас молод, горяч и востребован, много занимается пластическим театром, он «синтетический» артист. А Сергей Григорьевич сохраняет то понимание своей профессии как служения искусству и людям, которое свойственно выдающимся артистам петербургской театральной школы. Он являет себя с разных сторон: и комическое и трагическое ему свойственны. Они с Ильей очень разные, но равно талантливые.

ИЗМЕНЕНИЕ В РЕПЕРТУАРЕ

Уважаемые зрители! 23 сентября вместо спектакля «Фальшивая нота» состоится спектакль «Все мы прекрасные люди». 26 сентября состоится спектакль «Три сестры» вместо объявленного ранее спектакля "Город. Женитьба. Гоголь.». Приносим свои извинения!

Подробнее

ОН. ОНА...

Театр имени Ленсовета задумал литературно-драматический видеопроект “Он. Она…» по рассказам И.А.Бунина и А.И.Куприна. На Малой сцене театра снимаются настоящие фильмы-спектакли.

Подробнее

СТУДЕНЧЕСКИЙ АБОНЕМЕНТ

Уважаемые зрители! С 7 августа 2020 года мы открываем продажу дополнительных комплектов билетов «Студенческий абонемент».

Подробнее

РУССКАЯ МАТРИЦА

Уважаемые зрители! Мы открываем продажи билетов в кассе театра на спектакль «Русская матрица», который будет показан 6 октября в рамках Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».

Подробнее

ВНИМАНИЕ! АКЦИЯ!

Уважаемые зрители! Мы запускаем акцию, в рамках которой вы сможете приобрести билеты на спектакли сентябрьского репертуара по специальным ценам! Обращаем ваше внимание, что такие билеты можно приобрести только в кассе театра!

Подробнее

.

Новый канал: блогер Костя Кляйн на YouTube и официальный сайт Костя Кляйн.

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр