Если кто и подготовился достойно к плавному переходу от Года культуры к Году литературы, так это петербургские театры. От литературы они вообще ни на шаг. Преданы ей безусловно и поголовно. «Рыться в книгах», похоже, их первейшее правило. И сказки в их библиотеке занимают не последнее место.
Сказки любят и взрослые. Но у детей свои пристрастия и свои правила общения с любимыми книжками. Нет больших консерваторов, чем юные зрители и читатели. Они готовы по пять раз смотреть один и тот же кукольный «Кошкин дом». Книжки заставляют перечитывать по десять раз. И не приведи господь бабушке или дедушке переврать текст! Строгий слушатель запоминает книжку до запятой и решительно пресекает отсебятину. Не оттого ли Щелкунчики и Карлсоны, Айболиты и Белоснежки на сцене живут подолгу? Это мир, в котором дети чувствуют себя как дома. Любую новацию им надо пережить, освоить, изучить.
Театры каждый раз рискуют, если предлагают юным зрителям незнакомый сюжет или неожиданную версию знакомой истории. Здесь надо быть предельно убедительными, чтобы заставить аудиторию забыть о персонажах, с которыми та свыклась. Иной раз лучше пойти на поводу у публики и ее пристрастий.
Именно так и поступили в театре «Буфф», где накануне Рождества вспомнили как нельзя более подходящую к новогодним праздникам сказку «Стойкий оловянный солдатик». Тридцать лет назад на основе книги Ханса Кристиана Андерсена Николай Денисов написал либретто, а композитор Сергей Баневич сочинил оперу. Теперь эти авторы уже известны и имениты, а опера пережила сотни (если не тысячи) представлений.
Казалось бы, сегодня это сочинение может показаться устаревшим. Однако академизм музыки и остроумные диалоги воспринимаются вполне адекватно. Декорации и костюмы – на той же волне. Яркие, театральные, они поддерживают игровую стихию спектакля, поставленного давним другом «Буффа» московским режиссером Виктором Рябовым, для которого важно действенное начало оперы.
Моим юным соседям по партеру было понятно и нескучно. В антракте пятилетняя внучка (главный эксперт по тюзовским вопросам) призналась, что больше всего ей понравился Чертенок в исполнении Дмитрия Аверина. Он был чертовски обаятелен, но поступками себя компрометировал: «Только зачем он Солдата из окна вытолкнул?!». К концу спектакля детские симпатии склонились к приятному во всех отношениях Солдатику (Александр Подберезский). Добро победило как на сцене, так и в зале.
Мюзикл «Странствия Нильса», премьера которого состоялась в Театре Ленсовета, заранее вселял большие надежды. Музыка Максима Леонидова, театр, где и Карлсону живется неплохо (вот уже лет сорок), и вообще с детьми всегда находили общий язык. Думалось, что и Сельма Лагерлеф, некогда сочинившая «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», не подведет.
Видно было, что и авторы мюзикла, и режиссер Мария Романова к постановке готовились основательно. И о народных инструментах не забыли, и круг персонажей сильно расширили, и новые сюжетные линии из книги почерпнули.
Публика, однако, недоумевала. Мы же со сказкой знакомы не по первооснове (не у всех дома на полке найдешь четырехтомник шведской писательницы), а по адаптациям. Лучшую из них – сценарий мультика «Заколдованный мальчик» – сочинил Михаил Вольпин. Именно этот пересказ стал для русской аудитории каноническим, поскольку вобрал главное: и традиционное соотношение добрых и злых сил, и красоту северной страны, по которой путешествует Нильс вместе с домашним гусем Мартином и стаей диких гусей, и счастливый финал.
Авторы мюзикла соревнование с Вольпиным проиграли. Не только потому, что последний был выдающимся сценаристом, драматургом, соавтором Николая Эрдмана и очевидным знатоком детской психологии. В театральной постановке сюжет перегружен побочными линиями и героями, а в музыке нет ни одного хита. Однажды, когда вдруг прозвучала пара тактов из «Вечной любви» Жоржа Гарваренца, мы встрепенулись и даже благосклонно приняли арию Орла Горго (эта партия доверена самому видному и голосистому артисту молодежной труппы Максу Ханжову). Затем мюзикл вернулся в обычное русло, в котором всевозможные стили представлены широко, но однообразно.
Сценографу Эмилю Капелюшу удалось поднять стаю гусей над землей, летают они, несмотря на внушительный объем, весьма эффектно. Но парят, как видно, по ночам – на фоне черного задника, оттого нам так и не удалось увидеть полей, лугов, озер и неба Швеции. С географической точки зрения полет не удался. Зато с педагогической – вполне. Нильс научился любить животных, жалеть слабых, противостоять злу, скучать по родному дому. И все кончилось благополучно.
Так и должна завершаться сказка... Хотя, похоже, спектакль предназначен не тем дошколятам, которые пришли с мамами-папами в театр. Мрачноватая атмосфера «Путешествий Нильса» ближе тинейджерам, которые уже начинают «бодаться» с родителями, взрываться от назиданий, искать свободы, набивать шишки, учиться на собственных ошибках... Этой аудитории, возможно, захочется после спектакля взять в руки книжку и открыть для себя замечательную взрослую прозу Сельмы Лагерлеф.