Современный театральный менеджер должен иметь еще и творческое образование. Так считает директор петербургского Театра имени Ленсовета, окончивший в 1980-е годы не только театральный вуз, но и музыкальное училище при консерватории. О главных принципах своей работы, о гастролях театра и о том, какие спектакли смотрит губернатор Валентина Матвиенко, Валерий ГРАДКОВСКИЙ рассказал «Театралу».
- Валерий Борисович, как бы вы определили место директора в современном театре? Кто он для артистов?
- Он одновременно и антрепренер (как до революции), и советский администратор, и современный менеджер. Иными словами, как антрепренер, он должен безоговорочно любить театр и даже не пытаться ответить себе на вопрос: за что? Как советский администратор, он должен уметь делать невозможное и быть слугой артистов. А как современный менеджер, он должен понимать, что театр подчиняется законам бизнеса и их жесткому влиянию на все происходящее вокруг.
- Получается, что без гибкого характера в директорское кресло можно и не садиться...
- Правильно, потому что менеджеру приходится управлять различными ресурсами: и творческими, и производственными, и административными. Но приоритетным ресурсом есть и будет артист, и отношение к нему должно быть как к дорогому уникальному инструменту.
- Актеры часто жалуются на маленькие зарплаты в театрах. А сколько получают ваши артисты?
- Зарплата артистов сегодня начинается с 16 тысяч рублей. Однако помимо должностного оклада мы установили стимулирующие доплаты. По итогам определенных периодов деятельности стараемся премировать работников с учетом их личного вклада. То есть учитываем их работу во внеурочное время, срочные вводы в спектакли, нагрузку во время репетиций...
- В советское время были шефские концерты и «шабашки», которые давали возможность артистам подзаработать, а как сегодня?
- Мы не возражаем, если артисты в свободное время подрабатывают. Наши артисты снимаются в сериалах, кино, телепрограммах, некоторые играют в других театрах. Мы не против, поскольку это способствует не только их популярности, но и популярности театра. А если говорить о шефских концертах, то сегодня мы больше занимаемся благотворительными проектами. Сыграли несколько спектаклей для социально не защищенных детей. У нас есть свой благотворительный фонд, и с его помощью мы устроили детям еще и сладкий стол, купили подарки. Наши актрисы Лариса Луппиан и Анна Алексахина взяли шефство над медицинским Институтом раннего вмешательства.
- А муж Ларисы Михаил Боярский как-то помогает театру своим авторитетом?
- Для нас очень важно, что Михаил Сергеевич вернулся в театр. В этом я вижу очень хороший знак. Пришло время «собирать камни», разбросанные когда-то. В Театре Ленсовета есть своя творческая общность. Как говорил Игорь Владимиров (художественный руководитель театра в 1960-1999 годах. - Ред.) - своя «группа крови». Кто ей соответствует - обязательно возвращается. Вот кроме Михаила Сергеевича к нам вернулась и Алиса Фрейндлих. В 2004 году она вместе с Владиславом Борисовичем Пази сочинила спектакль «Оскар и Розовая дама», который стал лауреатом «Золотой маски» и «Золотого софита».
- В прежние времена ваш театр много гастролировал. Как теперь обстоят дела?
- Гастрольная деятельность для нас крайне необходима. Раньше она даже приносила прибыль. Когда я в 1989 году пришел в театр, мы семь раз за сезон выезжали в другие города, причем в гастрольном репертуаре было пять-шесть спектаклей. Даже в самые трудные 90-е годы, когда началась неразбериха с ценами на гостиницы и транспортные переезды, мы не прекращали поездки.
- А сейчас?
- Сейчас традиция возобновилась, потому что нас поддержал комитет по культуре Петербурга. Кроме того, мы стали чаще ездить на престижные фестивали. Гастрольная карта очень масштабна: Марсель, Тель-Авив, Берлин, Стокгольм, Москва, Мурманск и так далее. Но со времен Владимирова есть у нас и традиция гастролировать в Вологодской области.
- Простите, если вопрос не в тему. Что это за старинный письменный стол вашем кабинете?
- Это уникальный экспонат. Он попал в театр еще во времена Николая Акимова (режиссер, в 1950-е годы руководил театром. - Ред.), стоял в кабинете директора. И теперь этот стол, как и другая мебель из кабинета, находится под надзором Комитета по государственному контролю использования и охраны памятников.
- Значит, стол охраняемый?
- Да. Мы хотели однажды использовать его в качестве мебели для одного из спектаклей, но поскольку он имеет статус охраняемого, воздержались. Из традиционного директорского кабинета стол перекочевал сюда, в помещение, где мы с вами находимся. Это связано с тем, что в театре идет реставрация и мы намерены, насколько это возможно, воссоздать исторический облик нашего здания - особняка Корсаковых-Голицыных, памятника начала XIX века... Поэтому из бывшего кабинета директора мы сделали гостиную, в которой принимаем почетных гостей: театральных деятелей, дипломатов, политиков, ученых. Кстати, Валентина Ивановна Матвиенко, когда бывает у нас в театре, именно в этой гостиной беседует с режиссерами.
- А она часто бывает?
- За последний сезон несколько раз. Смотрела «Ревизора», «Испанскую балладу». По-моему, ей очень понравилась наша последняя премьера - «Дракон» по пьесе Шварца. Она всегда отмечает, что неравнодушна к Театру Ленсовета, что это театр ее молодости. Кстати, годы молодости многих известных людей этого поколения связаны с нашим театром, и это понятно. Театр в то время переживал пик славы. Я помню, как часто Анатолий Александрович Собчак признавался в своей привязанности к Театру Ленсовета. Он приходил к нам и в те годы, когда уже не работал мэром.
- Валентина Ивановна, наверное, интересуется не только спектаклями?
- Да, конечно. Именно благодаря ей началась активная реставрация театра. Вот уже пятый год подряд мы последовательно восстанавливаем историческую часть. Причем намеренно избрали путь поэтапного ремонта, чтобы не закрывать театр на продолжительный срок, не лишать труппу возможности играть спектакли, а зрителей - встречи с любимыми артистами. В этом году мы готовимся к реставрации колонного фойе. Именно губернатор обратила внимание на необходимость этой реставрации, выделила из бюджета средства и держит ситуацию на контроле. Так что Валентина Ивановна приходит к нам не только на премьеры.
- Повезло вам. Вот ходила бы она в молодости в другой театр...
- Знаю, что сейчас она ходит во все театры Петербурга. Недавно была на спектакле в Театре комедии. Она последовательный театрал и в курсе всех театральных постановок.
- В последнее время театральные деятели активно обсуждают 83-й закон, в рамках которого меняется финансирование театров, театры должны больше зарабатывать. Что вы скажете об этом?
- Государственные театры, как и многие другие учреждения культуры, согласно этому закону, станут бюджетными учреждениями нового типа. А некоторые театры станут автономными. Конечно, нас многое волнует в этом законе, мы ведь привыкли работать по принципу финансирования, а новая форма предусматривает субсидирование. Но думаю, что эта форма заставит учреждения культуры относиться к выделяемым средствам более ответственно и внимательно, в том числе потому, что размер получаемых субсидий будет связан с количественным и качественным результатом деятельности организации.
Принципы Валерия Градковского:
- Берите на себя ответственность и принимайте смелые решения.
- Уважайте коллег, общайтесь с ними на равных.
- Развивайте собственный вкус и интуицию.
- Консолидируйте ресурсы коллектива, используйте навыки и таланты людей, давайте им почувствовать, что они - участники общего дела.
- Помогайте молодым и талантливым.
- Главное - преданность театру и самоотдача в профессии.
За это можно многое простить.
Беседовал Андрей Морозов