Top.Mail.Ru

ДИАНА МИЛЮТИНА

Динара Белоус,- ST. PETERSBURG DIGEST, 2023, № I (XVI), весна

В мае Театр им. Ленсовета представит зрителям новую постановку Романа Кочержевского по роману И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Мы встретились с ведущей актрисой театра Дианой Милютиной, чтобы поговорить о новой работе и других театральных ролях.

 

- Каждая работа Романа Кочержевского – это новый взгляд на привычную хрестоматийную классику, поэтому петербургские зрители с нетерпением ждут его новых работ. Что за спектакль будет представлен публике в мае и кто ваш персонаж?

- Меня очень вдохновляет материал, на котором останавливает свой выбор Роман – это всегда неожиданно, а, значит, работать будет интересно. «Обыкновенная история» – довольно объемное произведение Гончарова, на первый взгляд сложно понять, как вообще его ставить. Важно, что работа над текстом начинается задолго до того, как мы входим в репетиционный зал: мы обсуждаем персонажей и вчитываемся. Роман (Кочержевский - прим.ред.) никогда не использует один источник, он всегда приносит на наши репетиции разные тексты, разные переводы, если мы репетируем пьесу зарубежного автора. Он часто использует и тексты других авторов, если они отражают смыслы, которые мы хотим внести в спектакль. Так было со спектаклем «Тартюф», в который мы включили отрывки из «Жизни с идиотом» Ерофеева. В «Обыкновенной истории» мы пытаемся разгадать, меняет ли город молодого человека или же просто вынимает из него то, что очень глубоко спрятано. Мы пытаемся докопаться до сути каждого персонажа, потому что она проявляется в самых малых деталях, в обрывках фраз. Я репетирую Надю Любецкую. Все актрисы, которые исполняют женские роли, практически ровесницы – это дополнительный вызов для нас. Мы с моей партнершей, которая играет мать Наденьки, пробуем с разных сторон взглянуть на взаимоотношения наших персонажей: тут и полная идиллия, когда мать и дочь мыслят одинаково и желают одного и того же, здесь и конфликт отцов и детей, и ситуация, когда у еще молодой матери уже есть взрослая дочь – все это позволяет нам лучше узнать и понять свои персонажи.

- Надя Любецкая вполне современная девушка, такие точно есть среди нас, как вы думаете?

- Это тот самый тип, который живет из века в век, действительно, это вполне современная девушка. Каждая из нас сталкивается в своей жизни с романтичной первой влюбленностью, в которой очень гармонично может оказаться такой же наивный светлый юноша. Они с Сашенькой во многом похожи, поэтому их влюбленность такая естественная и легкая. Но возникает решительный граф, который твердо стоит на ногах, и Наденька понимает, что с графом все может быть серьезно. Мать, разумеется, вносит свою лепту в выбор дочери. Если говорить о дне сегодняшнем, то выбор лучшей жизни и более убедительного мужчины, который способен на поступки, – вполне актуальная история.

- В «Тартюфе» вы играете страстную и роковую Эльмиру – прямую противоположность Наденьке.

- Это была моя первая работа в театре. Когда я пришла на первую репетицию «Тартюфа», я еще не знала, какую роль мне предложит режиссер. Я тогда могла представить себя кем угодно, но не могла поверить, что мне доверят роль Эльмиры. Не знаю, как Роману (Кочержевскому – прим.ред.) удалось разглядеть во мне потенциал для этой стержневой героини. Это была очень сложная работа и огромная ответственность - оказаться на одной сцене с такими большими артистами, как Александр Маркович Новиков. И я очень благодарна Роману за то, что он разрешает искать в себе и приносить свое в спектакль – на сцене это всегда по-настоящему.

- В роли Эльмиры вы выглядите очень органично, и именно в этой роли на сцене вы выглядите старше, чем в жизни.

- Это моя первая роль во взрослом профессиональном театре. Мы репетировали целый год этот спектакль. И для меня очень важно было «повзрослеть» и осознать свой персонаж. А еще я очень боялась Олега Федорова (Смеется). Это такой страх из большого уважения. И я очень благодарна Олегу за то, что он мне помогал и помогает на сцене. Наверное, поэтому и у моей Эльмиры столько трепета вызывает Тартюф. Это даже не животная страсть, а больше какая-то космическая связь. И сам персонаж Тартюф не столько обманщик, сколько мистик в нашей постановке. Я бесконечно люблю этот спектакль.

            - Параллельно с «Тартюфом» вы сыграли в спектакле «Двенадцатая ночь» Ивана Поповски. Это совсем другой театр. Какой вам ближе?

- Да, это принципиально другой подход к театру и к репетициям. Здесь был длительный застольный период, когда мы работали только над текстом, пытаясь справиться с пятистопным ямбом. Режиссеру было важно, чтобы все артисты оставались в одной форме. Поначалу мне было непривычно работать по такому принципу, но к моменту выпуска спектакля я смогла по-настоящему наслаждаться этой постановкой-праздником. Если говорить о том, какой театр мне ближе, то скорее сложный театр, в котором много внутреннего поиска, но карнавальный праздничный и немного сумасшедший Шекспир мне тоже очень дорог.

- Театр Ленсовета – один из немногих взрослых театров, в репертуаре которого есть спектакли для детей. Вы играете Снежную королеву в одноименном спектакле. Сложно ли переключаться на совсем юную аудиторию?

- Я очень люблю детей и обожаю играть для детей. Когда-то еще в студенческие годы я уговорила своего однокурсника поработать Дедом Морозом и Снегурочкой в новогодние праздники. И дело было не в заработке, а в том, что мне очень хотелось принести праздник к людям в дом. Поначалу я с трудом сдерживала слезы, настолько трогательными были прочитанные малышами стихи, спетые песенки или печенье, приготовленное своими руками. Я ужасно сентиментальна, наверное, потому что в моем детстве из-за спорта было мало детства. И теперь, когда я выхожу в образе ледяной и бесчувственной Снежной королевы, а после спектакля получаю букетики от малышей, я искренне восхищаюсь умением детей прощать даже отрицательного персонажа. Мне часто говорят, что Снежная королева не злая, а просто очень несчастная и одинокая. И удивительна эта вера детей в то, что их букетик может помочь Снежной королеве стать счастливее и добрее.

- Это правда, что вы целенаправленно после окончания театрального института старались попасть именно в Театр им. Ленсовета? Почему?

- В студенчестве я часто ходила как зритель именно в Театр Ленсовета. Мне очень близки были спектакли, которые ставил Юрий Николаевич Бутусов. В них много физики, а для меня после долгих лет в танце это было существенно, мне очень нужна была физика и пластика в театре. И мне повезло, что Лариса Регинальдовна (Луппиан, худрук театра – прим. ред.) посмотрела мою видеовизитку и пригласила меня в труппу. Это было время карантина, когда нельзя было прийти в театр лично, можно был только записать видео, что значительно усложняло процесс.

- Вы мастер спорта по бальным танцам. Это спорт вас так закалил?

- Да, мне кажется, что благодаря спортивному детству у меня никогда не вырастет «корона на голове». До 8 класса я была отличницей в школе, параллельно побеждала на соревнованиях по бальным танцам. В школе меня подкалывали тем, что я трачу время на танцы, а не на учебу, а на спорте говорили, что слишком много уделяю время урокам. И я не могла понять, что со мной не так.

- Вы сами выбрали этот спорт или это желание родителей?

- Мама разглядела во мне потенциал и большое желание танцевать. Если бы не ее настойчивость, я бы вряд ли добилась успеха: она всегда и во всем меня поддерживала, ездила со мной на занятия, ждала меня до полуночи с тренировок, переживала со мной успех и неудачи. Мой брат, который на 4 года старше меня, смеется, что мама, как в компьютерной игре, проходила с нами разные уровни, каждый раз поднимаясь на ступень выше. Я бы хотела быть такой же мамой для своих детей когда-нибудь. В свои 18 лет я станцевала свой последний чемпионат, получила мастера спорта и закрыла для себя историю с танцами, чтобы сконцентрироваться на поступлении в театральный институт.

- Вы пару лет назад в соцсетях много делились с подписчиками о том, как поступить в

театральный институт. С чем это было связано?

- Мне многие писали в соцсетях, задавали вопросы, кто-то видел меня еще на сцене Учебного театра, кто-то на киносъемках из массовки подходил и спрашивал, как стать актрисой, с чего начать. Поэтому я решила сделать серию постов о том, как я сама проходила этот путь, чтобы мой опыт помог кому-то из молодых ребят.

- Несмотря на занятость в театре вы активно снимаетесь в кино. Что это за проекты?

- Так сложилось, что я много снимаюсь именно в исторических проектах, на сегодня их более 13. Наверное, это как-то связано с моей внешностью. Сейчас я снимаюсь в сериале «Екатерина», где играю фрейлину Нелидову. Это очень умная женщина с непростой судьбой, сильный и лирический персонаж одновременно. В сериале «Великая» я сыграла княжну Тараканову. Я благодарна судьбе за возможность играть исторические личности, узнавать их, изучать. Это очень кропотливый процесс создания персонажа, где нельзя его придумывать, нужно мягко наделить его своим голосом и чертами, оставляя ему возможность быть той самой исторической личностью.

- Кино – это же принципиально иная техника?

- Существование в кадре сильно отличается от существования на сцене. В театре дальше 10 ряда глаз актера уже не видно. А в кино сплошные крупные планы. Кино забирает все, что умеет делать актер, в том числе все то, чему его научил театр. И, конечно, в кино позиция режиссера тоже очень важна. Когда я начала работать с Сергеем Владимировичем Гинзбургом, я смогла по-настоящему спокойно отдаться работе, потому что он и поддерживал, и объяснял, что нужно в кадре.

- Вы часто бываете в Москве в связи со съемками. Но когда возвращаетесь в Петербург, где восстанавливаете силы?

Дом - мое место силы. Когда есть время, я с удовольствием иду с мамой в Шуваловский парк на прогулку: там и глаза и тело отдыхают. Это возможность, не уезжая из города, отключиться от его шума, понаблюдать за природой, за соснами, которые росли на моих глазах, выйти из рамок черной репетиционной комнаты. Петербург я очень люблю, но по-настоящему отдыхаю вдали от суетливого центра в единении с природой, а парки моего детства – это возможность снова почувствовать себя ребенком.

Беседу вела Динара Белоус