Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

ДЕТИ ПОБЕЖДАЮТ ТРАГИКОВ

ИРИНА АЛПАТОВА,- Театрал, 24 ДЕКАБРЯ 2017

В комнате с белым потолком, с правом на надежду... Какая, черт возьми, надежда в «Гамлете»? Ну, а вдруг? Бутусов же... Но тут еще до начала действия неведомый условный Вася «закадрово» спрашивает у неведомого условного Коляна: «А ты знаешь, как погиб Гамлет?» Ну, понятно, вопрос вызывает у Коляна желание покрутить у виска и послать вопрошающего куда подальше. Что он, собственно, и делает, не слишком стесняясь в выражениях.
 
О, как нам это знакомо: что он Гекубе, что ему Гекуба?.. Но, дорогие читатели, а ведь здесь мы не найдем ответа на этот вопрос. И не узнаем, погиб ли Гамлет вообще, равно как и все прочие, да и чем дело кончится и на чем сердце успокоится у Бутусова – тоже загадка.
 
Второй «Гамлет» Юрия Бутусова (первый родился в 2005 году в МХТ им. Чехова) вместил в себя столько, что строк не хватит. Здесь тайна и откровение, фантазия и импровизация, сон и абсолютно сегодняшняя явь, трагическая клоунада и медитативная исповедальность, комедиантство и чеховская «тоска от жизни», бремя опыта и бунт юности, ее же максимализм, разъедаемый бездействием, доводящим до сумасшествия. Обреченная неизменность бытия, сложившаяся сто тысяч лет назад, и живые человеческие метаморфозы персонажей. Здесь убивают и пьют, хоронят и пьют, женятся и пьют... Традиция у нас такая, в Дании, – саркастично и раздраженно вырвется у Клавдия (ох, как его играет Сергей Перегудов!). И потому бесконечная череда бутылок – едва ли не главная визуальная часть спектакля (сценография Владимира Фирера): их деловито и привычно то взгромождают на столы, то стаскивают назад, то расставляют на полу в виде какой-то пограничной линии, то складируют у задника, где в полумраке эти бутылки бликуют, как огоньки далеких кораблей, проплывающих мимо, мимо...

Первопричина всех бед, своеобразный первородный грех, кажется, случились так давно, что отошли в область комичных сказочных преданий. Не зря же в прологе нам разыграли клоунскую интермедию убийства короля. А сцены Мышеловки дальше уже не будет, да и зачем? Мы же всё видели, всё знаем, как знают и они, персонажи, обреченные на трагедию неизменности и безволия, на жизнь, беспросветно регламентированную «традициями». Датской почвенной принадлежности? Да бросьте, любая почва сгодится.


 
И в этой трясине есть юный принц Гамлет, которого играет здесь Лаура Пицхелаури. Вспоминать Сару Бернар и Аллу Демидову, впрочем, не имеет смысла, как и вычислять возраст принца. Этот Гамлет – вовсе не андрогин, он может быть юношей, а может – девушкой. Парадное одеяние принцессы, коротенькое платьишко, вытащенное из сундуков прошлого века, джинсы и футболка унисекс с современной улицы... Любое дитя «вывихнутого века», одинокое, брошенное на произвол судьбы, на заклание все теми же традициями, пока еще не сознающее, что «юность – это возмездие». Но которому, помимо воли, придется это осознать. Быть может, потому, что количество грехов уже просто зашкалило за допустимую норму, и нужно что-то делать. А, может, просто потому, что явился таким живым и почти теплым призраком любимый папа (Виталий Куликов), и детская обида на мать вырастает до глобальных размеров, до желания «все утопить». Но если в давнем и не менее значимом одноименном спектакле Някрошюса Призрак – Владас Багдонас замораживал и завораживал сына местью, то Призрак, играемый Куликовым, так часто отводит руку Гамлета с уже занесенным мечом. И, подхватывая на руки, уносит свое дитя подальше от грехов. Хотя совсем не против их искупления...
 
Хрупкий, почти бестелесно-прозрачный Гамлет – Пицхалаури: неверная, «расфокусированная»какая-то походка, усталый хрипловатый голос. Как сложно, как страшно, как не хочется повышать интонации, чтобы включиться в диалог, доказать, отстоять свое мнение. Это невозможно: одиночество Гамлета здесь тотально и неотвратимо. Порой вокруг не люди – монстры, уроды, маски. Дебильноватые Розенкранц (Всеволод Цурило) и Гильденстерн (Сергей Волков), способные только выпучивать глаза и недоуменно раскрывать рты.
 
Красные воспаленные глаза Полония (Олег Федоров), набеленное лицо почти неживой Гертруды (Евгения Евстигнеева), пропадающий в черноте взгляд Клавдия – Перегудова, жуткая белая маска вместо лица у лже-Офелии (Федор Пшеничный). Эта громадная «девушка»-кукла только и может, что утыкаться головой в книгу, механически произнося заученные реплики. Настоящая Офелия (Юстина Вонщик) появится ближе к финалу, когда будет уже слишком поздно. Да и вообще все эти парики, гримы и маски теряют смысл тогда, когда человек переходит за грань жизни и только там, в видимом нам небытии, наконец, обретает счастье быть просто человеком, без навязанных статусов и «ролей».
 
Живыми кажутся лишь Гамлет, Клавдий и Первый актер и Могильщик, блестяще сыгранный Александром Новиковым. Гамлет в таких понятных нам, сегодняшним, мучительных раздумьях о том, что пора бы что-то делать, а мы все говорим, говорим, сомневаемся, терпим, потому что не готовы и не знаем: а что, собственно, делать, как и зачем? И не лучше ли просто «не быть», даже если ты при этом пребываешь в полной иллюзии жизни.
 
А этот сложный, трагический, думающий Клавдий, созданный Сергеем Перегудовым? Ведь, здесь, кажется, именно у него, а не у Гертруды, запавшие, утонувшие в черноте зрачки обращены, согласно Шекспиру, прямо в душу. Творя зло, согласно «традициям», умея при этом любить по-настоящему, он один, наверное, способен понять и оценить то, что творит сам, и то, что делается вокруг. Он пристально всматривается в лица тех, кто рядом, и тех, кто далеко, по расстоянию и сюжету, сидящих в зале. Его почти богоборческая горькая молитва – одна из лучших сцен в спектакле (кстати, благодаря и тексту перевода Андрея Чернова, который звучит в спектакле). Отчаянные и саркастические вопросы без ответов... Закон можно купить, грех отпустить... Но если так, зачем мучиться совестью и раскаянием? И дальше он пускает свою жизнь на самотек, словно выпивая внушительный бокал цинизма, и начинает так спокойно, так бесстрастно манипулировать всем и всеми, прекрасно осознавая, что изменить ничего нельзя, а конец предопределен и близок.
 
А Александр Новиков, направляемый режиссером, повеселив партер «трагически»-смешными монологами, вдруг дальше оборачивается Могильщиком-мудрецом. И продолжая оставаться Актером, легко берет на себя и роль «бедного Йорика», и вечного шута, напяливая рыжий клоунский парик. И юный Гамлет, внезапно вспоминает такие редкие счастливые моменты детства, вскарабкивается к нему на закорки, и скачет на нем, как на любимой игрушечной лошадке, впервые, кажется, смеясь. Тут не нужно слов и объяснений, эта лирическая и ностальгическая сценка покажет все без них, приоткроет зияющую яму одиночества и тоски юного невольного мстителя.
 
Мести не будет. Медленно, друг за другом, эти шекспировские люди будут переходить черту: Полоний – Федоров, Офелия – Вонщик. И радостно тянуться друг к другу, улыбаясь, обнимаясь. Там, за бездарной жизнью, вдруг открывается жизнь настоящая: светлая, радостная, безбедная. И на минутку показалось, что этим все и закончится: они будут все прибывать и прибывать: Гертруда, Клавдий, сам Гамлет, наконец, встречаться в этом постжизненном пространстве, все забывая, всех прощая...
 
Но нет. В самом финале на сцену вышел один Гамлет, кажущийся совсем хрупким и невесомым под тяжестью огромного деревянного меча, который он и поднять-то не в состоянии. Он пытается из последних сил, он очень старается, но эта задача ему не по плечу. Он никого не убивает, все остается по-прежнему. И этот финал полон  правды, прекрасного идеализма и трагически безнадежен. Сегодня. Но не на веки вечные. Потому что против всех правил игры, парадоксально и необъяснимо какой-то очень тусклый проблеск надежды все-равно остается. Быть может, Гамлету достанет сил? Или гниение Датского королевства прекратится как-то по-другому?
 
Вот только Фортинбрас здесь совсем не при чем. О нем и не вспоминали...



 

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр