Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Дело вовсе не в шляпе…

Екатерина Омецинская,- «Невский театрал», 2016, № 5 (28), май

На малой сцене театра им. Ленсовета появился еще один «итальянский» спектакль Олега Левакова: на этот раз режиссер избрал для постановки пьесу Эдуардо де Филиппо «Цилиндр».

Драматургия де Филиппо для театра им. Ленсовета не новость: в 1968 году Игорем Петровичем Владимировым здесь была поставлена пьеса того же автора «Человек и джентльмен», созданная еще в 20-е годы. Впрочем, возраст пьесы не влиял на успех спектакля, в котором был занят и Олег Леваков, нынче материализовавший в родном театре не менее «древнюю» комедию «Цилиндр».

«Цилиндр» – одна из 55 пьес, написанных Эдуардо де Филиппо, прожившим 84 года и взявшимся за перо еще юношей (свое последнее произведение он написал лишь за три года до смерти). Судьба драматурга была предопределена при рождении: его отец - Эдуардо Скарпетта, знаменитый неаполитанец, известный не только как актер, но и как автор многих пьес и киносценариев. Пьесы Скарпетты не менее живучи, чем пьесы де Филиппо: в петербургской театральной афише вы и сейчас найдете как  комедию «Голодранцы и аристократы» драматурга-отца, так и авантюрно-философскую историю «Призраки» драматурга-сына. Впрочем, Эдуардо-младший не отставал от батюшки и по количеству ролей, сыгранных на экране и на сцене. Так, он первым, гораздо раньше Марчелло Мастрояни, лишь в 60-е приглянувшегося режиссеру фильма «Брак по-итальянски» Витторио де Сика, сыграл непутевого мужа и отца Доменико Сориано в собственной экранизации своей же пьесы «Филумена Мортурано».  А на просторах Интернета легко обнаружить запись итальянского телеспектакля «Цилиндр» («Il cilindro») 1978 года, в котором ровесник века де Филиппо (в титрах он помечен как просто Eduardo) играет им же придуманного героя - Агостино Мускарьелло, владельца цилиндра, непостижимым образом влияющего на людей…

Простота пьес де Филиппо обманчива: за забавными сюжетами, комическими ситуациями и простыми диалогами этих комедий -  безмерная глубина и безграничная грусть автора о несовершенстве человеческой натуры, о  нереализованных или напрасно растраченных возможностях героев, бездумно потерянном ими времени и совершенных ошибках. Так, в пьесе «Цилиндр» драматург ставит персонажи в положение, которое гениально определил современник де Филиппо Альберто Моравиа: «Никогда не надо заставлять человека выбирать между истиной и куском хлеба». Героям «Цилиндра» приходится делать этот выбор: задолженность за квартиру, из которой их могут выставить через несколько дней, такова, что никакие нравственные способы добычи денег им уже не подходят. И молодая женщина Рита, снимающая вместе с мужем Родольфо комнату в терпящей бедствие квартире, поддается на уговоры Агостино (изобретательного хозяина жилплощади) сыграть роль проститутки, берущей гонорары с клиентов раньше исполнения «договорных обязательств». Любовный пыл гостей мнимой жрицы любви остужают при помощи Родольфо, прикидывающегося мертвецом. Мол, красотка Рита сама не знает, что творит – муж умер так скоропостижно, что еще возлежит на брачном ложе, украшенном изображением игривого Амура (художник Мария Брянцева), но жить-то как-то надо… «Многие верят»: обманом заработано уже 70 тысяч лир из трехсот искомых. Но появляется Аттилио, готовый заплатить всю сумму за подлинную близость с Ритой, и… И в таком нехитром сюжете одновременно высвечиваются тема одиночества, тема неотвратимости нравственного выбора, тема абсурдности театрализации реальной жизни…

Агостино, бывший сторож в театре «Аполло», в исполнении Александра Сулимова явно выступает в роли режиссера для молодой семейной пары жильцов. Цилиндр, на деле являющийся единственным материальным воспоминанием о его «творческом» прошлом, он воспринимает как корону, дающую ему право властвовать над умами людей. Он, что называется, заигрался, и уже не различает разницу между театром и реальностью. Кстати, на жену суетливого Агостино - Беттину, которую играет Инесса Перелыгина-Владимирова, нехитрый предмет театрального антуража вовсе не действует. Беттина – материалистка до мозга костей: больной зуб соседки ей куда понятнее велеречий мужа, а о вопросах нравственности она, похоже, никогда и не размышляла. Выигрышной фактуры природа ей дала куда больше, чем невзрачному супругу (и о том, что она прекрасно это понимает, говорит каждый ее жест, поворот головы, шаг): наигрывать ей не приходится - по жизни она себя и так несет величаво, напоминая повадками саму Джину Лолобриджиду…  

Рита (Юлия Левакова) тоже хороша собой, но такой уверенности в ней, попавшей в «вилку» между  «истиной и куском хлеба», нет и в помине. «Помятый», «никакой» официант Родольфио (Сергей Кудрявцев) вряд ли когда-нибудь давал ей почувствовать себя хозяйкой положения.  А вот слова импозантного и состоятельного Аттилио, окрашенные «бархатными» интонациями Александра Солоненко, что-то меняют в ней, пробуждают женскую уверенность. И тут Леваков идет вразрез с сюжетом, прописанным де Филиппо: эта Рита не побежит за обещающего ей рай на земле Аттилио, бросив мужа и мучительно заработанные деньги. Она лишь догонит его, чтобы нежно проститься, и… останется все в той же квартире, все в той же компании, которая неожиданно окажется ей дороже внезапно предложенного благополучия. Режиссерский поворот отнюдь не чужд идеям автора: в своих пьесах де Филиппо всегда оставляет последнее слово за женщиной, управляющей ситуацией, выходящей порой из самых сложных, запутанных положений. И благодаря режиссеру «женская тема» в «Цилиндре» становится, пожалуй, ведущей.

Еще одна особенность новой постановки Левакова – ее музыкальность (композитор Евгений Стецюк), традиционная для спектаклей  театра им. Ленсовета. И раз дело происходит в Неаполе, поют здесь исключительно по-итальянски (даже языковой репетитор у спектакля имеется – Stefano Maria Capilupi). Вокальные номера лишь усиливают атмосферность спектакля, словно переместившегося в наши дни из совсем другого времени, когда счастливый конец был не столько в почете, сколько в привычке, когда театр наставлял и морализаторствовал, когда зритель не был мучим раздумьями «а что бы это значило?», разгадывая режиссерские ребусы. И хоронить «театр прошлого» не стоит: он еще многим нужен, хотя бы потому, что добра в нем не меньше, чем смысла.

 Екатерина Омецинская

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр