Top.Mail.Ru

Дамир Салимзянов: Важно играть комедию с удовольствием

Надежда Кокарева,- «Театр +», 2021, № 11, май

Режиссер Дамир Салимзянов в театральном сообществе считается мастером комедий, в его багаже их уже более ста. Сегодня он ставит в Театре им. Ленсовета, в разгаре репетиции спектакля «Синьор из высшего общества» со звездой юмора и эксцентрики Семеном Стругачевым в главной роли. Премьера назначена на начало июня. ТЕАТР+ встретился с режиссером, чтобы узнать, из чего состоит удачная комедия. - Вы уже приступили к репетициям спектакля «Синьор из высшего общества». Какой спектакль вы хотите представить зрителю в июне? - «Синьор из высшего общества» – это, в первую очередь, будет комедия, которая своими корнями уходит в традиции итальянской комедии, в комедию дель арте. Сегодня мы с артистами ищем манеру общения, близкую к площадному театру, когда запросто можно пообщаться и со зрителями. В комедии все персонажи театрализуют свою жизнь, а артисты не делают вид, что они не знают о том, что они в театре. Главный герой Леонидо Папагатто, которого играет Семен Стругачев, – мелкий аферист, ходит на различные торжества под видом гостя, «синьора из высшего общества», и оттуда набирает еду, напитки, чтобы прокормить свою семью. Но, кроме того, что это итальянская комедия, в которой должны быть комические ситуации, комическая идеология, гэги, репризы, для меня важно внести в спектакль элементы рождественской сказки для взрослых. Специально для этого в нашей версии пьесы мы перенесли действие в предрождественские сутки: благодаря этому в комедии положений прочерчивается мелодраматическая линия. Наш главный герой когда-то начал проворачивать мелкие аферы для того, чтобы хотя бы небольшие деньги заработать для семьи, для любимых людей, чтобы их прокормить. Но в какой-то момент основная цель им забывается, и ловля денег становится самоцелью. Но в течение той аферы, которую он проворачивает на наших глазах, из-за того, что все пошло не так, он наконец-то вспоминает, ради чего все это: ради жены, сестры и дочери. За время спектакля мы попытаемся объединить семью, конфликт между тем, что герой хочет, и тем, что ему надо на самом деле, разрешается благополучно, как всегда бывает в рождественской сказке. Мне кажется, что от корректировки нашего курса – от комедии положений до рождественской сказки – появляется некая теплота, ведь это история любви. - Комедия имеет тенденцию устаревать. Пьеса Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи написана в 1956 году, когда весь мир был кардинально другим. Насколько актуально она будет звучать сейчас? Вы будете осовременнивать саму пьесу, или спектакль будет в чем-то исторической постановкой? - Лобового формального осовременивания – одевать артистов в современные костюмы и т.п. – не будет. Мы все равно будем «играть в Италию» середины 50-х, когда на севере страны – итальянское экономическое чудо, а на юге наоборот – все деревенские люди устремились в города, и рабочей силы стало больше чем нужно, поэтому она была дешевой, работу было найти мало того, что трудно, за нее еще и платят копейки. Наша история разворачивается именно в это время, в Неаполе. Другой вопрос – во многом устарел язык перевода, поэтому для нашей постановки мы сделали абсолютно новый перевод, он в плане ритмов и реприз звучит современнее и смешнее. - Вы поставили более ста комедийных спектаклей. Почему вы так любите этот жанр? - Люблю посмеяться! Мне этот жанр нравится с детства. В какой-то момент я понял, что это не низкий жанр, в качественной комедии происходит тот же самый катарсис, как мы помним в древнегреческой драматургии, но ведь он возможен не только от слез, а и от смеха. Было же две маски у греков: плачущая и смеющаяся. И принижать этот жанр я не вижу смысла. Он любим, другой вопрос, что он дезавуирован низкопробными и дешевенькими комедиями. Особенно антреприза, когда две звезды на сцене и текст, чтобы посмеяться, испортила отношение к этому жанру. 2 - Из каких элементов состоит успешная комедия? - Комедия в репертуарном театре должна быть сделана качественно во всех элементах, это касается и манеры актерского существования, и декораций, и костюмов. Конечно, для комедии очень важно, чтобы она была смешной, иначе это не комедия. А из чего она состоит? Знаете, у одного американского комика есть фраза: «Разбирать шутку – то же самое, что препарировать лягушку» – это очень интересно, но в какой-то момент она умрет. Здесь то же самое – если разбирать, из чего состоит комедия, если препарировать мозгово, как устроена шутка (есть учебники и литература об этом), как правило, юмор при этом умирает. Терри Пратчетт как-то написал: «Он улыбнулся так, будто учился улыбаться по самоучителю». Я не думаю, что комедию надо так дотошно разбирать. Конечно, комедийные ситуации – они в пьесе есть, репризы текстовые, с актерами мы находим вместе какое-то количество гэгов, интересных придумок. Во время репетиции комедии они в какой-то момент пересекают грань свободы и начинают предлагать, предлагать. Артисты и сами уже получают удовольствие: придумывается что-то, чтобы комедийное поле спектакля стало плотным, чтобы юмор заключался не только в тексте или ситуации, а еще и в том, как артист себя ведет внутри этой ситуации. Это и происходит сейчас на репетициях «Синьора из высшего общества», чему я очень рад. - Как вам работается с Семеном Михайловичем Стругачевым? - Семен Михайлович играет ключевую роль в спектакле. Он много всего предлагает и стал соавтором спектакля. Он придумывает не только для себя, в этом плане он очень щедрый человек, и в этом есть совместная энергия. Одно дело – у меня придуманный спектакль, в той части, где юмор выражается визуально, сцены раскадрированы, как в кино. Прихожу с этим на репетицию, но я же не могу просто «надеть» это на артистов, они же живые люди, им надо в это включиться, встроиться. И в этом мне очень помогает Семен Михайлович. Он знает своих коллег, возможно в чем-то лучше меня понимает, как подсказать. - Как строился актерский ансамбль? - Пьеса написана таким образом, что Леонидо Папагатто как шампур, вокруг которого накручивается вся история, и вращаются все остальные персонажи. Изначально было решено, что его сыграет Семен Стругачев. При выборе артистов на другие роли мы стараемся, чтобы манера существования всех остальных персонажей уравновешивала довольно эксцентричный стиль игры Семена Михайловича. Я пытался максимально внятно обрисовать, как я вижу персонажа. Я смотрел на видео спектакли театра, предлагал артистов на роли. Получал ответную связь от художественного руководителя театра Ларисы Регинальдовны Луппиан. Мы вместе выбрали состав, не со всеми угадали, он дорабатывался в процессе репетиций, и на сегодняшний день собралась адекватная команда, которая может в этом материале хулиганить, валять дурака и получать от этого удовольствие. Это очень важно - играть комедию с удовольствием. - Какие открытия вы сделали во время репетиций? - Безусловно, в первую очень это артисты. До работы над этим спектаклем я знал Семена Стругачева только по фильмам – отличный комедийный актер, умеет комическое найти в любом моменте, а тут я впервые увидел, как он работает. Он – артист высочайшего уровня. - Премьера назначена на 10 июня. Каким вы хотели бы видеть спектакль на выходе? - Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль получился не только смешной, но и лиричный, чтобы билет на него можно было дарить, чтобы обеспечить своему близкому человеку хорошее настроение. Беседовала Надежда Кокарева