«МАРШАК-МАРШАК» – НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ В ПОСТАНОВКЕ МАРИИ РОМАНОВОЙ, ПРЕМЬЕРА КОТОРОГО СОСТОЯЛАСЬ НА КАМЕРНОЙ СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА.
Самуил Яковлевич Маршак – классик на все времена, в этом нисколько не сомневаются создатели спектакля, и готовы доказать это детям и взрослым. «Сколько дней прошло с малолетства, / Что его вспоминаешь с трудом,/ И стоит вдалеке мое детство, / Как с закрытыми ставнями дом», – строки 70-летнего Маршака, впервые опубликованные в «Литературной газете», звучат, как и другие стихи, в задушевном исполнении Сергея Мигицко. Режиссер и актеры попытались распахнуть эти, казалось бы, навсегда, замкнутые ставни и, разыгрывая сказки поэта, прикоснуться к нему самому.
Стихи Маршака сами просятся на сцену: столько в них движения, чувства, азарта, так зримы их герои – вечно опаздывающий Рассеянный с улицы Бассейной, манерная дама, сдающая в багаж вместе с диваном и чемоданом крошку-собачонку, измучивший мышку-мать капризный мышонок и непоседливый пудель благообразной старушки.
На сцене – дома и домики, автобусы и троллейбусы, словно позаимствованные с детсадовских занятий по конструированию, в левом углу – огромных размеров цветные карандаши. В какой-то момент эти карандаши понадобятся для исполнения стихотворения «Усатый-полосатый», но пока действие не началось, кажется, что они нужны для того, чтобы дорисовать недостающие детали. Не потому, что чего-то не хватает, а потому, что в
сценографии Марии Брянцевой, как и в стихах Маршака, нет ничего замершего и застывшего: все движется, трансформируется, «живет» и «дышит».
Актеры – Анна Гольдфельд, Маргарита Иванова и Дмитрий Хасанов – похожи на детей, включающихся в сюжетно-ролевые игры, и это делает их предельно естественными и органичными. Появляется на подмостках и сам Самуил Яковлевич – трогательный и узнаваемый, сотворенный на наших глазах с помощью старой газеты, длинного пальто, вязаного шарфа, смешных очков, фетровой шляпы... Он и участник и наблюдатель. И связующая нить между сегодняшним миром и тем, «куда уходит детство». Но это философский аспект спектакля, месседж авторов взрослой аудитории, детей же погружают в атмосферу праздника, ярких красок и очень хорошей поэзии.
«Глупый мышонок» инсценирован с помощью теневого театра и отличного звукового ряда (гитара, аккордеон); «Человек рассеянный» кружится в причудливом танце, а служитель станции, «заговаривающий зубы» хозяйке сбежавшей в пути собачонки, как будто сошел со страниц советского юмористического журнала «Крокодил». Впрочем, всё это лучше увидеть самостоятельно.
Светлана Рухля