Top.Mail.Ru

Цирк для мозга

Галина Коваленко,- Независимая газета, 07.09.2014

Театр имени Ленсовета проявил смелость, беспрецедентную для академического театра. Новый сезон открылся дипломным спектаклем «Кабаре Брехт» выпускников Театральной академии мастерской Анны Алексахиной в постановке главного режиссера Юрия Бутусова.После «Человек=человек» в Александринском театре и «Доброго человека из Сезуана» в Московском театре имени Пушкина это его третье обращение к немецкому драматургу. Первые два спектакли создавались с опытными актерами. «Кабаре Брехт» - с зеленой молодежью, но с горящими глазами.

Немецкий театральный критик и поэт Макс Герман-Нейсе определил кабаре, как «цирк для мозга», имея в виду интеллектуальное кабаре.Немецкое кабаре между двумя мировыми войнами было еще и политическим. Драматург, поэт, режиссер, теоретик театра и ниспровергатель его священных основ, Брехт в 20-е годы, как и многие поэты того времени, исполнял в кабаре Мюнхена и Берлина свои песенные баллады, аккомпанируя на лютне. Он знал толк в этом искусстве.

Кабаре, сочиненное Бутусовым со студентами, отвечает законам этого жанра. Отдельные номера объединены центральной фигурой – Бертольдом Брехтом, ББ (Сергей Волков). Рядом с ним в спектакле, как и в его реальной жизни, его сподвижники: жена, актриса Елена Вайгель (София Никифорова) и постоянная сотрудница и друг Маргарет Штеффин. Остальные участники представления – актеры театра ББ и, разумеется, театра Ю.Б. Литературная основа - зонги, сцены из пьес Брехта, фрагменты его теоретических штудий, письма, документы. Это не литературно-музыкальный монтаж, но полноценный спектакль, эмоциональный, просветительский, и не побоюсь этого слова – с огромным гражданским накалом, находящим отклик в зрительном зале.

Театральность этого действа задана сценографией Николая Слободяника. Сцена представляет редакцию возможно, студию, или репетиционный зал. Как угорелые, беспрестанно трещат пишущие машинки. Под диктовку Мэтра молодые актеры записывают его мысли, фрагменты его пьес. Они готовы следовать за ним,создавая вместе с ним новый театр, новое искусство. Но пространство не замкнуто – огромные красные осветительные устройства, то ли сценические, то ли предназначенные для стадионов, говорят, что мир огромен. Театральность подчеркнута стильными костюмами Марии Лукка.

Нагрузка, которая легла на исполнителя ББ Сергея Волкова, велика. Было бы преувеличением сказать, что он с ней справился абсолютно. Однако ему оказалось под силу передать художнический и политический темперамент Брехта, его страстность, мощь таланта, силу интеллекта и временами напряженный сдержанный лиризм. Это живой человек, не исторический персонаж. В спектакле есть знаменательный момент, который, как и задумано режиссером, выбивается из общего иронически-ернического строя. Брехт изъясняется текстами Брехта. Неожиданно врывается текст от актера Сергея Волкова – наглядный пример брехтовского эффекта остранения: «Я–молодой актер призывного возраста не хочу, чтобы меня отправили воевать». Актер настолько искренен, что у меня, например, в этот миг возникли кадры телевизионных репортажей из Украины. Это творческое освоение открытий Брехта. Театр и война, актеры-изгнанники, голод, смерть – все это помогает пережить Искусство.

Роли, сыгранные реальной Еленой Вайгель, стали ролями Софии Никифоровой. К чести молодой актрисы она справляется с ролью Пелагеи Власовой, Терезы Каррар. Неординарно себя показала Антонина Сонина. Нервно, эмоционально создает она образ Маргарет Штеффин; в этом же спектакле остро, гротескно, плакатными средствамирисует бесноватого фюрера. Удач и находок в спектакле много. Отмечу особо запомнившиеся: кабаретный стиль, его легкость, импровизационность продемонстрировали Анна Жмаева, Марк Харитонов, Максим Ханжов.

Огромная заслуга в создании спектакля принадлежит музыкальному руководителю Ивану Благодёру и балетмейстеру Николаю Реутову.

Зонги в спектакле звучат на языках оригинала - немецком, английском, французском. Актеры музыкальны, создают интересные образы, сольные и коллективные. Музыкальный язык Курта Вайля, вобравший элементы серьезной и легкой музыки и джаза не прост, и в целом актеры справляются. Впечатляет хоровое исполнение и владение инструментами. Сценический оркестр состоит из самих актеров. Пианист Александр Богачев весь спектакль в лучших традициях кабаре остается за фортепиано, давая общий настрой.

Николай Реутов сегодня - один из немногих балетмейстеров, понимающий и соблюдающий законы драматического спектакля. Поставленные им номера элегантны, изобретательны, остроумны, органичны в спектакле. Один из номеров философский, можно сказать, спектакль в спектакле. Сочиненное им танго начинается, как лебединая песня трогательной пары стариков, влюбленных друг в друга, как в молодости Эта часть номера поставлена тонко, тактично, изящно. Вторая часть, неразрывная с первой, - воспоминание о молодости. Пара преображается: они молоды, блестящи, эротичны. Юстына Вощик и Максим Ханжов достигают драматического накала.

При всех достоинствах спектакля хочется обратить внимание на некоторые моменты. Не приходится спорить, что играть даже небольшой фрагмент из «Жизни Галилея» молодому актеру трудно. Над этой сценой придется потрудиться, как и над сценой со слоненком из пьесы «Что тот солдат, что этот».Брехт эту интермедию решает, как номер варьете, что идеально должно вписаться в этот «цирк для мозга». Но получилась вставная, довольно невнятная сцена.

«Кабаре Брехт» только начинает свою жизнь. Спектакль будет меняться, расти, добирать. ЮБ, обратившись к ББ, дал молодым актерам счастливую возможность окунуться в подлинно театральную атмосферу, заданную блестящим реформатором театра, погрузиться в его театральные и политические идеи, и темпераментно и личностно передать их нам.