Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Чтобы выжить, необходимо счастье

Елена Бачманова,- MUSECUBE, 06.09.2014

Ах, как хорошо, как же хорошо, когда идешь в театр, и от радости и сопереживания происходящему на сцене хочется вскакивать с кресла, танцевать, смеяться и плакать. Уверяю вас, все это и даже немного больше вы получите, если посмотрите новый спектакль «Кабаре Брехт» в петербургском Театре им. Ленсовета, премьера которого прошла 2 и 3 сентября. Тексты Бертольта Брехта, его зонги на музыку Курта Вайля, стихотворения и дневниковые записи свел воедино главный режиссер театра Юрий Бутусов, вовлекший в этот процесс выпускников Академии театрального искусства, нынешних полноправных актеров Студии при Театре им. Ленсовета.

Юрий Бутусов в театральной среде давно уже приобрел статус уважаемой и отчасти даже легендарной фигуры, ходить на его постановки также модно, как и трудно осваивать наслоение смыслов его постановок. Но «Кабаре Брехт», кажется, опрокинуло привычные представления о режиссуре мастера: украшенные яркостью игры и молодостью исполнителей, созданные образы Брехта и его окружения получились хоть и бутусовскими, но абсолютно новыми, поскольку для режиссера это уже не первый опыт обращения к эпическому театру Бертольта Брехта. Так, например, постановки «Человек=человек» в Александринском театре и «Добрый человек из Сезуана» в московском Театре им. Пушкина уже стали настоящей классикой современного театра.

«Кабаре Брехт» смело вобрало в себя все те штрихи, по которым безошибочно угадывается авторский стиль Бутусова: это и большое количество качественной музыки, и озорная надпись «Б.Б.» на двери, и скромно оформленное сценическое пространство, и неизменный буквальный диалог режиссера со зрителем. Но впервые главным действующим лицом стал сам драматург, который, впрочем, встречается и взаимодействует с персонажами своих произведений в атмосферном месте, добротно передающем дух Европы первой половины прошлого века – кабаре. Нет, не в кабаке с пьяными дебошами, не в варьете, а именно в кабаре, где театр тесно переплетается с жизнью, ложь с правдой, где можно встретить кокетливых девушек и бравых военных, где улица полностью заполняет собой пространство.

watermark2Роль Бертольта Брехта, многоликого, умного и ироничного поэта в немолодых годах блестяще исполняет Сергей Волков, актер, только разменявший третий десяток и в спектакле не оставивший шансов своему юному возрасту. Бертольт Брехт стал реальным, его язвительные замечания почти заставили зрителей закурить и оторваться от своих мест, чтобы жить, как и требовал того драматург. Настроение менялось от патетического до безнадежного, так, что на первый план вышел не создатель эпического театра, а личность, человек, подверженный страстям и сомнениям, с неоднозначной биографией, словно сошедший из собственных стихотворений:
«В пустом,
Слегка еще дурно пахнущем зале сидит наш добрый
Драмодел, ненасытный, пытается он
Вспомнить все про себя».

На протяжении трех часов изменялся и стиль спектакля, оставляя местом действия стены кабаре. Вторая часть постановки наполнена лирикой, чувственными песнями и танцами, как и подобает слаженному дипломному спектаклю, когда своими безукоризненными действиями актеры словно благодарят педагогов (над спектаклем работали Анна Алексахина, Надежда Андрианова, Олег Зорин, Инна Мухина, хореографию ставил Николай Реутов). Первая же часть – абсолютная противоположность, это сатира, едкий, остроумный, но не обвиняющий диалог со зрителем о прошлом и настоящем. Без сомнения, один из наиболее сильных моментов – репортаж о сожжении книг нацистскими студентами в 1933 году (Анна Жмаева и Антонина Сонина), словно вырезанная из хроники сегодняшних новостей и положенная на злободневные стихотворения Брехта «Сожжение книг», «Неуловимые ошибки комиссии по делам искусств», «Хвала диалектике». К безусловным актерским удачам можно отнести и роль Маргарет Штеффин (Антонина Сонина), сотрудницы Брехта, его «солдата, генерала, ученика и учителя».

watermark5В новом сезоне Театра им. Ленсовета, когда выпускники Театральной академии стали полноправными актерами, их молодость можно поставить только в плюс, который идет в зачет общей работе: им хватает сил, огня и смелости, чтобы на сцене находиться в настоящем кабаре, горланить солдатские баллады, заново переживать трагедии в лирических зонгах. Как писал Бертольд Брехт в своем стихотворении «О счастье» (в переводе В.Куприянова):
«Чтобы выжить, необходимо счастье.
Без счастья
Не спастись никому от холода,
Голода, от людей.
Я был очень счастлив. Лишь потому
Я все еще жив.

<…>
Силён — кто счастлив.
Крепкий борец и умный учитель
Тот, кто счастлив.
Счастье — помощь».

Так вот, счастье – когда можно прийти в театр, и не делать никаких скидок ни актерам, ни режиссеру, не закрывать глаза на вынужденные реверансы в сторону актуальных тем и нужных людей. Счастье, что можно видеть неистовых в своем деле ребят, играющих так, что ты забываешь обо всем. Они помогают понимать чуть больше, чтобы научиться жить чуть ярче, и это называется счастьем.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Ю.Смелкиной

ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ

В связи с болезнью актрисы, назначенный на 18 июня спектакль "АВГУСТ: ГРАФСТВО ОСЕЙДЖ" переносится на 19 июля. Билеты действительны. Желающие сдать билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 23 июня включительно. Приносим свои извинения!

БЕГЛЕЦ

11 июня спектакль "Беглец" был сыгран в рамках конкурсной программы II Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского" на Другой сцене Московского театра "Современник"

ЗАМЕНА СПЕКТАКЛЯ

Уважаемые зрители! 21 июня вместо спектакля "РУССКАЯ МАТРИЦА" пойдет спектакль "МЁРТВЫЕ ДУШИ". Билеты действительны. Желающие вернуть билеты могут осуществить возврат в кассу театра до 26 июня включительно. Приносим свои извинения!

АКТЕРСКИЙ ПОКАЗ

Театр выражает благодарность всем принявшим участие в актерском показе. Мы оповестили тех, кто нас заинтересовал. Остальным желаем удачи!

ПРОСТРАНСТВО СЦЕНЫ

30 мая в фойе театра состоялось открытие выставки сценографии и театрального костюма "Пространство" в рамках лаборатории "Пространтсво сцены".

Подробнее

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум 2019 год театра в России 2019 год театра в России
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр