В Театре Ленсовета 7 мая состоялась премьера — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» по мотивам одноимённого романа Лоренса Стерна.
Стерн, провинциальный священник из Йорка, в середине XVIII века написал книгу, изменившую мировую литературу. Он не только стал основоположником сентиментализма, но и опередил своё время, создав один из первых антироманов, которые будут писать модернисты в 20 веке.
Так о чем же книга? О самом несчастном на свете человеке — Тристраме Шенди, который пытается рассказать о своей жизни. Ключевое слово — пытается. Только к третьему тому читатель узнает, как Тристрам появился на свет, а к финалу ему исполнится лишь пять лет (Стерн, кстати, так и не дописал книгу). Дело в том, что рассказчик постоянно отвлекается — на других персонажей, на лирические отступления и философствования, буквально прерываясь на полуслове и оставляя часть страниц пустыми. «Я ищу себя в своей жизни, но меня там нет»: Тристрам растерян, он силится выстроить причинно-следственные связи между событиями, найти точку опоры в жизни и оправдать неудачи и ошибки — как и многие из нас, обвиняя других. Например, он уверен, что был неправильно зачат, не так вынут акушеркой из материнского чрева, неверно назван (Трисмегист превратился в Тристрама по решению священника), крещён не по правилам.
«Наверное, это самая странная книга мировой литературы. Шкловский сказал про неё: «Это книга о том, как величествен человек даже в своих поражениях». Красивая мысль» — говорит режиссёр Борис Павлович.
Но как перенести на сцену этот масштабный труд Стерна — 800 страниц? Создатели не ставили целью уместить все девять томов в 2,5 часа спектакля. Они отправляются в метафизическое путешествие по роману, приглашая зрителей за собой, анализируя те мысли и события из жизни героев, которые близки нам сегодняшним. Поэтому в тексты Стерна вплетены истории участников спектакля.
«Что такое жизнь? Метание от одного горя к другому» — начинает свой рассказ Тристрам. Но смотреть на горе — это совсем другое и, может, оглядываясь на чужую судьбу, и свою нелегкую жизнь принять легче?
Шестеро актёров, весь Шенди-холл, появляется на сцене: «Вот мы, смотрите на нас!». Сам Тристрам (Александр Новиков), его мать (Наталья Шамина) и отец (Фёдор Федотов), брат отца — дядя Тоби (Роман Кочержевский), вдова Уодмен (Ольга Муравицкая) и горничная Сюзанна (Анна Гольдфельд). Одеты они в пышные костюмы эпохи рококо — платья с турнюрами, камзолы, парики. Правда, у Тристрама вместо кюлотов и туфель — джинсы и кеды, да и парики актёры порой снимают, будто выпадая из образа и говоря от себя, а не от персонажа. А горничная Сюзанна танцует в стиле хип-хоп и читает рэп. Актёры наполняют действие музыкой, исполняя фрагменты сочинений ленинградского поэта Леонида Аронзона на синтезаторе, электрогитаре, ксилофоне. Кажется, что звучит музыка позднего барокко, но на самом деле это произведения, написанные и стилизованные под 18 век специально для спектакля композитором Романом Столяром.
На сцене возвышаются декорации то ли величественного дворца то ли храма. И тут же — воспевание бытовости, не менее прекрасной: обеденный стол, кастрюли, плита с конфорками. Мать Тристрама то замирает в позе Мадонны со взрослым Тристрамом у груди, то готовит загадочное блюдо, ссыпая в кастрюлю все ингредиенты разом вместе с упаковками от продуктов.
В спектакле много пауз, бесконечных повторений и порой бессмысленных пространных монологов. «Вы не помолодели за эти 5 минут» — насмешливо обращается к зрителям Тристрам, намекая, как много времени мы тратим на ненужные разговоры и формальности. А на сцене — проекции отрывков из романа — целые главы-пласты жизни, которые пролетают незаметно, как песок сквозь пальцы.
«Жизнь и мнения Тристрама…» полон иронии, абсурдного юмора, нежности, чувственности и рефлексии — и всё на полутонах, запрятанных между строк. Дядя Тоби рассказывает о том, как разрушительна и отвратительна война, и вся сцена укутывается в траурное полотно. Смерть несёт за собой оглушительную тишину, и в этой тишине безмятежное пение птиц звучит громче, чем бомбы. И только любовь может вернуть искалеченного человека к жизни.
В безумно красивой микровселенной, созданной Борисом Павловичем в сотворчестве с Марией Лукка и Александром Моховым (сценография и костюмы), Стасом Свистуновичем (свет), Игорем Домашкевичем (видео), Валентиной Луценко (пластика), буквально кожей ощущаешь, как быстротечно утекает время, отпущенное человеку. Все мы порой Тристрам Шенди, ищущие в себе силы просыпаться каждое утро, растерянные и потерянные «на нашей шелудивой несчастной планете», с синдромом отложенной жизни — когда собираемся начать наконец жить, всё заканчивается. Но жизнь каждого из нас, какой бы незначительной или неправильной они ни казалась, важна и ценна.
Текст: Наталья Стародубцева