Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Чистый гоголь

Евгений Соколинский,- «Петербургский час пик», 2009, 29 апреля

Двухсотлетие Гоголя мы отметили необычно. Мариинский театр дал послушать в концертном исполнении все известные и неизвестные оперы на гоголевские сюжеты. Мюзик-холл сочинил музыкальное реалити-шоу «Брак», сильно оттолкнувшись от «Женитьбы». Создалось впечатление, будто Гоголь прославился в качестве либреттиста. Из театров драматических юбилейную премьеру («Ревизор») выпустил один театр им. Ленсовета. Но зато какую!

Входишь в зал, а на сцене чистый XIX век. Для оформления классики привычны: бетономешалка, нефтяная вышка. На худой конец, спортивные снаряды. А тут уютная комната с полосатенькими обоями, канделябры, мебель красного дерева. Ну чистый Павел Федотов (перенесенный в театр Ириной Долговой)! Ближе всего к «Сватовству майора». И классик путался в показаниях

Почему режиссера Сергея Федотова потянуло к Павлу Федотову? Ясно, не из родственных связей. Федотов ставил Гоголя много (от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мертвых душ»). С гротеском, мистикой руководитель пермского театра «У моста» на дружеской ноге. И вот запала ему в голову идея: «А если показать чистого Гоголя, как в книжке написано?» Мысль по нашим временам дерзкая. Однако сомнительная. Кто сможет прочесть «Ревизора» по-гоголевски?

Нечистый возьмет и подложит отсебятину. Скажем, в оригинале Городничий не руководит капеллой городских чиновников (как у Федотова). Пристав Степан не изъясняется с Антоном Антоновичем на украинском языке. Но это пустяки. И сам Гоголь путался в показаниях. В «Предуведомлении» написано одно, в «Развязке «Ревизора» - совсем другое. Хотя режиссер вправе отдать предпочтение тому Гоголю, что помоложе. И не создан Театр им. Ленсовета для мистико-метафорических толкований. Нынешний «Ревизор» идеально разошелся в труппе. Все персонажи получились симпатягами, весельчаками. Особенно сияющие Бобчинский и Добчинский (Евгений Филатов и Петр Квасов). Актеры играют фарс, но мяконький, без перебора. Карикатурность пробивается только в первой сцене. В духе гоголевских иллюстраторов: Петра Боклевского и Александра Агина. Из группы чиновников, сгрудившихся за круглым столом, выделяется задушенный тесным мундиром Земляника-автомат (Александр Новиков). Аммос медленно поворачивает корпус, словно башня танка Т-34. Что не мешает ему в дальнейшем музицировать с ложками и, хитро улыбаясь глазами-пуговками, выходить к Хлестакову в русском танце.

Поцелуйщик-Городничий

В начале хорошо передана атмосфера тоски и ужаса. Руководители ведомств сидят, нахохлившись, при свечах. Только просверкивает взад-вперед Городничий в развевающемся халате и рвет компромат. Кажется, в доме внезапно умер с десяток родственников. Конец света. Потом кошмар рассеивается, ситуация одомашнивается. Не может Сергей Мигицко (Антон Антонович) быть долго начальником. Сделает замечание и обнимет, потребует - и в щечку. Субтильному Хлестакову страшновато, когда Городничий расставит ручищи (словно Вий) для объятья с будущим зятем. Впрочем, медвежья нежность советской правительственной манеры предпочтительнее мордобоя.

У Мигицко больше контрастных красок, чем у остальных. Он трезвый и восторженный, подозрительный и доверчивый. Его бессловесные реакции при первой встрече с Хлестаковым в гостинице не менее интересны, чем болтовня Ивана Александровича. Даже качанию ножкой высокого гостя старается сопереживать. Мигицко, как всегда, играет смешно, иногда на грани капустника, но единственный выводит в финале на драму. Разбойники и танцовщики

Фирменная муниципальная песня - «Было двенадцать разбойников...», хотя на разбойников ответперсоны не тянут. Вероятно, общая идея спектакля: так простодушно, по-детски разворовывают Россию. А вообще-то все обаяшки. Кроме Осипа. Олег Леваков (Осип), конечно, жулик, постоянно настороже. С удовольствием рассказывает и показывает, как надобно бы выпороть барина. Актер-режиссер проводит монолог в трактире мастерски, с отличным чувством ритма. После сцены вранья тоже чувствует себя вельможей, выкобенивается.

О хозяине Осипа говорить трудно. Каких только Хлестаковых мы последнее время не видели: трогательных «сирот», уголовников, шизоидов. В Театре им. Ленсовета - два Хлестаковых на выбор. Олег Федоров-Хлестаков злобноват, режиссерский рисунок держит, но он для него не органичен. Виталий Куликов внешне полностью соответствует гоголевскому описанию. Фитюлька, ничтожество, глуповат, тоненький. Такой тоненький, что угроза - «я ведь могу отощать» - вызывает панику даже у косой сажени, трактирного слуги. Балетное образование артиста сказывается в сложной пластической партитуре роли. Правда, спектакль, благодаря Сергею Грицаю, весь чуть ли не станцован. Огромный массив текста Куликов пробегает скороговоркой («легкость в мыслях необыкновенная»), которой сегодня мало кто владеет. Никакой инфернальности, фантасмагоричности, второго плана в этом Хлестакове вы не найдете. Но в пределах «чистого» Гоголя все в порядке. Куликов напоминает молодого Игоря Горбачева-Хлестакова. Однако нет в нем сладостной эротичности, которой пленял бывший диктатор Александринки не только уездных, но и столичных дам.

Что тот турнюр, что этот

Тем не менее Анна Андреевна (Анна Алексахина) и Марья Антоновна (Маргарита Иванова и Анастасия Самарская) распалились не на шутку. Городничиха чуть с ума не сошла от ревности к дочери. Успокоилась, когда Иван Александрович за спиной у невесты впился в маменькину ручку. Федотов придал поступкам Хлестакова больше смысла, чем тому свойственно. Хлестаков перескакивает с предмета на предмет, не останавливаясь. Нет у него предпочтений. Специалистка по изысканным красавицам Алексахина вдруг явила в «Ревизоре» роскошную вульгарность, оттененную французским прононсом, какого никто не слыхивал. В слове «вояжировка» она выдает такое фантастическое «хррр»!

У дочери реплик поменьше. В качестве компенсации режиссер подарил ей балетное адажио и талант портретистки. Маргарита Иванова в Марье Антоновне напрочь убирает кокетство. Не знает простушка, «что такое любовь», хоть ты тресни. Самарская ближе к инженю-кошечке.

Кто приехал напоследок?

Второй акт (после «пробуждения» «Ревизора») замедляет ход действия. Как произошло и на самой первой премьере комедии. Перед нами - серия тщательно проработанных дуэтов-дивертисментов, иногда забавных, иногда не обязательных. Видя, продолжительность спектакля зашкаливает, Федотов в последнюю минуту убрал из «чистого» Гоголя сцены с купцами и высеченной унтер-офицерской женой, но не поступился эпизодом с лекарем Гибнером (Эрнест Тимерханов) из поздней редакции. Финальная немая сцена, столь важная для Гоголя, не озаботила Федотова. Персонажи стоят за тюлевым занавесом - Хлестаков (или Хлестаков-дубль) в центре. Что это означает? Настоящий ревизор не лучше мнимого? Решение не раз испробованное. Может быть, за живой картинкой скрывается более глубокая мысль?

Зритель не копается в концепциях. Публика с удовольствием слушает забытый текст. Со смехом принимает «традиционализм» постановки, многочисленные режиссерские и актерские находки. Не насилуя, Федотов каждому дал «крупный план». Актеры купаются в своих ролях. Относительно последних работ Театра им Ленсовета «Ревизор» - удача. Что же касается Гоголя, стоит «чистить» его и дальше. А потом, очистив совсем от театральных цитат, пускаться в новое плавание, за собственным золотым руном - «Ревизором». Евгений Соколинский

«МАКБЕТ.КИНО.» в Воронеже

9 и 10 июня спектакль Юрия Бутусова «МАКБЕТ.КИНО.» будет показан на сцене Воронежского концертного зала в рамках VIII международного Платоновского фестиваля искусств.

Режиссерская лаборатория

По традиции, заведённой Юрием Бутусовым, 13 мая в театре состоялась режиссерская лаборатория.

Подробнее

Награда

Указом Президента РФ от 3.05.2018 народный артист России Семен Стругачев награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Поздравляем!

Премьера

28 апреля на Малой сцене состоялась премьера спектакля "ТЕЛО ГЕКТОРА" по пьесе Аси Волошиной в постановке Евгении Богинской.

Премия "Арлекин"

28 апреля состоялось вручение российской национальной театральной премии «Арлекин»-2018. Поздравляем лауреатов - создателей и участников спектакля "ПТИЦЫ"!

Подробнее

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр