Top.Mail.Ru

Чистая комедия. «Смешные деньги» в Театре имени Ленсовета

Катерина Павлюченко,- «Афиша», 2007, 22 января - 4 февраля



Последние десять лет Театр им. Ленсовета строился как бульварный. Худрук Владислав Пази всеми силами пытался обеспечить публике эмоциональный комфорт в театральном кресле. А за метафизику в том же театре отвечала компания Юрия Бутусова: Трухин, Порченков, Хабенский и сочувствующие. В прошлом году Пази скоропостижно скончался. , Бутусов и компания отбыли в столицу ещё раньше. А три постановки подряд хваткого молодчика Василия Сенина довели театр до отчаянного положения. 
За реанимацию взялся актёр поколения старейшин труппы - Олег Леваков, давно промышляющий на ниве камерной режиссуры, - и выбрал материал именно что комфортный решительно для всех: беспроигрышную (или, как говорят в театре, «самоигральную») комедию о том, как в руки обычного бухгалтера случайно попадает чемодан, набитый английскими фунтами, и жизнь превращается в боевой ринг, по одну сторону которого он, жена и два друга семьи, по другую - два полицейских и некий «господин Мочила», пытающийся вернуть свои сокровища.
Имя английского драматурга из актёров Рэя Куни - уже рекомендация: его драматургические смеховыжималки идут на бульварах всего мира и не знают ни сносу, ни провалов. Выбранного жанра Леваков, к счастью, не стыдится: не пытается нагрузить его ни глубокомысленными подтекстами, ни стилистической мишурой. Ставку делает на ритм, простодушные гэги и, что, наверное, важней всего, чувство вкуса. Двое полицейских (один - взяточник и вымогатель, другой - честный малый) то и дело застают в гостиной под одним одеялом нескольких человек в различных комбинациях, подозревая героев то в гомосексуализме, то в вуайеризме, то в свингерстве и, наконец, просто в прелюбодеянии, а артисты демонстрируют такую младенческую чистоту нравов, что детям до шестнадцати на это необходимо посмотреть. Помимо классических бульварных ситуаций здесь что ни фраза, то блестящий афоризм: «Каждому человеку когда-нибудь нужно в морг» или «Нарколог никогда не лишний».
Актёрам можно не думать об образах более глубоких, чем раз и навсегда прилипшие к лицу маски. Но центральная пара - Александр Новиков и Ирина Савицкова - всё же умудряются добавить в действие разумную долю психологии, без которой российскому актёру, да и зрителю, всегда как-то неловко. Новиков, игравший на этой сцене ангела и Карлсона, делает из своего бухгалтера Генри Перкинса английского Акакия Акакиевича, который неожиданно проявляет хищническую готовность бороться за свои внезапные миллионы до последнего вздоха. А Ирина Савицкова, которой прежде отводились лишь роли рафинированных героинь, с азартом подростка, достигшего совершеннолетия, пускается во все тяжкие комической героини. Её милая кудрявая куколка Джейн, поначалу лишь идеальная домохозяйка, опустошает бутылку за бутылкой, капризничает и скандалит, но ни на миг не забывает о сверхзадаче: убедить мужа, что прежним - бедным и добродушным - он был ей бесконечно дороже.
Катерина Павлюченко