Эрик-Эммануэль Шмитт написал комедию "Фредерик, или Бульвар преступлений" для своего друга Жан-Поля Бельмондо, и в 1998 году великий французский актер вышел на сцену парижского театра Мариньи, чтобы сыграть другого великого французского актера - Фредерика Леметра. В Москве эту роль исполняет Василий Лановой. В Санкт-Петербурге - Сергей Мигицко.
"Фредерик, или Бульвар преступлений". Спектакль питерского Театра имени Ленсовета "Фредерик, или Бульвар преступлений" стоит посмотреть хотя бы потому, что это действительно спектакль из репертуара питерского Театра имени Ленсовета, а никакая не антреприза. Здесь все честно и благородно: густонаселенная, богатая постановка (костюмы и декорации делала знаменитая Алла Коженкова, см. все "золотые" спектакли Романа Виктюка), режиссура Владислава Пази (увы, покойного; Рига помнит его "Оскара и Розовую даму" с Алисой Фрейндлих), в главных ролях - первые лица труппы: Мигицко (за Леметра он получил в 2003-м премию "Золотой софит"), Анна Алексахина, Лариса Луппиан, Семен Стругачев, Анна Ковальчук... Этой зимой "Фредерика" возили на гастроли в Москву (Театр имени Ленсовета обычно гостит в Театре имени Моссовета), и одна из столичных рецензий - в газете "Труд" - вышла под прекрасным старинным заголовком "Публика стонала от хохота". Чуть позже в городе на Неве давали 100-е представление "Фредерика". Строгий, далекий от сентиментальности "Петербургский театральный журнал" по этому поводу опубликовал заметку, похожую на краткое объяснение в любви: "...Какое, собственно, отношение к искусству имеет эта пафосная, полная цветистых банальностей, "хорошо сделанная пьеса"? А эти костюмы? Мизансцены со звездочками и ангелочками? Помпезная музыка? Китч, кабаре. Но когда смотришь, невольно чувствуешь себя сестрой Золушки из старого фильма, которая, восхищенно глядя на свое бальное платье, упрямо повторяет: "Какая безвкусица! Какое уродство!" Есть спектакли в этом городе, которые любишь, несмотря ни на что. Скажут: фи! Ну что такое "Фредерик"?! Развлекательный спектакль для завсегдатаев. Бенефисная роль С.Мигицко. Еще одна возможность увидеть "живьем" красавицу-актрису из телесериала "Тайны следствия". Кондитерский запах закулисья в обывательском представлении о нем. Несколько лет назад был шутовским манифестом "бульварного театра" В.Пази, теперь - по жестокой иронии судьбы - стал его шутовским завещанием. Наверное, пошлость. Ну и пусть". Из Франции на спектакль приехал автор пьесы. Размах питерского "Фредерика" его потряс. Из актеров Шмитт особо выделил Мигицко - сказал, что в нем есть трогательный ребенок и целый актерский фейерверк. Без сумасшедшей энергетики Мигицко "Фредерик" и впрямь мог распасться на маленькие кусочки: три с половиной часа действия, калейдоскоп событий, множество персонажей... У Шмитта, как обычно, все очень намешано - "Фредерик" и про жизнь и людей вообще, и про театральную жизнь и людей театра, которые почти не приспособлены к тому, что происходит за его стенами... Плюс незаметные зрителю потайные сюжеты, которые находятся за пределами текста и жанра, - внутренние актерские связи... Буйный кутила-премьер Леметр, являющийся на репетицию, когда ему вздумается. Мегера-премьерша мадемуазель Жорж, не дающая ходу молодым. Зачумленный, но не забывающий о необходимости льстить директор театра. Герой-любовник, влюбленный лишь в себя самого. Вездесущий привратник; вечно мерзнущий и совершенно незаменимый помреж, начинающий драматург со своей бездарной пьесой, из которой артисты пытаются вылепить "хит", граф, герцог, барон с дочерью... Вот они, обитатели "Фоли-Драматик" - одного из театров на бульваре Тампль, на сценах которых в первой половине XIX века каждый вечер совершалось столько злодеяний, что парижане прозвали его бульваром дю Крим - бульваром преступлений... 12 и 13 ноября мы увидим их всех на сцене театра "Дайлес". Маша НАСАРДИНОВА
|