Top.Mail.Ru

«Человек ничего никому не должен за одним исключением: жить»

Наталья Стародубцева,- Около, 14 сентября 2021

10 сентября в Театре им.Ленсовета состоялся показ спектакля «Тело Гектора» по пьесе Аси Волошиной, одного из самых востребованных современных российских драматургов. Режиссёр постановки, идущей на Малой сцене с 2018 года, Евгения Богинская, педагог РГИСИ, организатор режиссёрской лаборатории «Фильшты-Фильшты-2016» в Санкт-Петербурге и «Зимней режиссёрской лаборатории» в Хабаровском краевом театре драмы, главный режиссёр петербургского Социально-Художественного Театра.
Название постановки навевает ассоциации с древнегреческими героями, но, в отличие от пьесы Волошиной «Антигона», действие происходит в наши дни, «в стоящем на отшибе мира отеле на осеннем черноморском курорте. Безлюдно, зябко; до тошноты располагает к роману».


Жанр спектакля обозначен как горькая интеллектуальная комедия. Аркадий (заслуженный артист России Александр Новиков) — учитель средних лет, готовый проститься с жизнью посредством уморительных орудий — резиновой камеры от Камаза и камня с дыркой. Он учитель, но мечтает о магии кино и страдает от нереализованных желаний, объединяя в себе черты персонажей трагикомедий Вуди Аллена и советского рефлексирующего интеллигента — Хоботова или Бузыкина.

Аркадий знакомится с эксцентричной Еленой, этаким Мефистофелем в юбке (народная артистка России Анна Алексахина), и она затевает с ним психологическую игру, постоянно подтрунивая, не отвечая прямо ни на один вопрос. Знакомит с юной Маргаритой (Анна Гольдфельд), «перламутровой девочкой», которая подозрительно похожа на Аркадия, и дальше управляет сюжетом, сближая своих подопытных и наблюдая со стороны.

Характеры персонажей дополняют костюмы — эффектные чёрно-белые наряды Елены, вечно помятый плащ и рубашка Аркадия. И в противовес им — витальная, полная энергии, танцующая Маргарита — в джинсах и футболке, которые сменятся утрированно женственно-бальным платьем, когда она влюбится.

 


Сценография лаконична — из декораций здесь только стулья и емкости с морской галькой. Эти камешки Елена перебирает как чётки, отбивает ими ритм, как кастаньетами, а порой кидает на землю и, словно по картам, читает судьбу человека. Аккомпанирует героям на виоле да гамба Олюшка Тихая, задавая темпоритм спектаклю.


Происходящее порой больше смахивает на читку (именно из читки пьесы и вырос спектакль) — персонажи общаются отстраненно, не смотря друг на друга, их диалоги не раз повторяются, со множеством аллюзий к другим произведениям в лучших традициях постмодернизма. Повествование нелинейно, сны перемежаются с явью, литературные цитаты классиков — с пронзительной исповедью героя. Спектакль словно туман окутывает зрителя, обманывая и запутывая, играя в кошки-мышки.


Кстати, «тело Гектора» — это название мощного урагана, приближения которого ждут герои. А может, этим ураганом и была Елена, встряхнувшая Аркадия своим «социально-художественным экспериментом» и вернувшая в его обесцвеченное существование яркие краски?

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Юлии Смелкиной