Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

«Чеховъ. Водевиль»: Куда приводят мечты

Жанна Зарецкая,- сайт Фонтанка.ру, 25.12.2009

В Театре им. Ленсовета выпустили спектакль «Чеховъ. Водевиль». Три драматургических текста классика - маленькие комедии «Предложение» и «Юбилей» и монолог «О вреде табака» - слились в один, и у них появился общий главный персонаж: герой, что называется, «с судьбой», нелегкой, местами отчаянно смешной, но, по большому счету, безнадежно несчастной.

Год назад режиссер Андрей Прикотенко, отсутствовавший в Петербурге почти 10 лет, поставил в Балтийском доме спектакль «Лерка»: три пьесы уральского драматурга Василия Сигарева превратились в три «серии» одной истории с единой героиней - простодушной вокзальной проституткой, потом челночницей, наконец, вдовой нувориша. История была подчеркнуто вымышленной, но в Лерке Ульяны Фомичевой всякий представитель последнего поколения пионеров и комсомольцев узнавал девчонку с нашего двора.

С Чеховым Андрей Прикотенко формально поступил так же - причем, подчеркнуто, нарочито, сознательно. Прием, сработавший с автором-современником теперь применяется к драматургу-классику, что воспринимается как следующий уровень сложности в одной и той же игре. И цель у режиссера вроде бы прежняя: рассказать не три «анекдота», а одну быль, где главный персонаж проживает на глазах у зрителя годы, десятилетия. Попросту говоря - жизнь. А наблюдать за мгновениями жизни - вовсе не то, что смаковать подобранные одна к одной смешные и сочные подробности одного дня.
В меру упитанный герой Александра Новикова - Ломов Иван Васильевич, приехавший к своему старому приятелю, милейшему Степану Степановичу Чубукову (Евгений Филатов) свататься за его дочь, появляется перед публикой во фрачной паре и детской вязанной шапочке, которую, видимо, от волнения забыл снять. И с трогательным младенческим простодушием демонстрирует все свои недостатки: нервный тик, превращающий милое лицо с пухленькими щечками в маску босховского уродца, «выстреливающую» ногу, одышку как симптом сердцебиения. Мелкие физические изъяны героя чеховского, пожалуй, и вовсе надуманные, отменный комик Новиков превращает практически в клоунаду, слишком веселую и эксцентричную, чтобы этот Ломов вызывал сочувствие. И вот это нелепое, презабавное существо, оказывается, имеет мечту: жениться и успокоиться на крепком женском плече рядом с увесистым старым комодом - братом-близнецом комода из «Лерки», среди ярко-красных луковиц, праздничными гирляндами развешенных вокруг. Детали идеалистического быта Прикотенко (режиссер принял участие в сочинении сценографии наравне со штатным художником театра Марией Брянцевой) дотошно: тут и бочка, и плетеные корзины, и сверкающее позолотой кресло. И все это выглядит так, как в туристических русских деревнях - словом, как мечта о доме. 
Девица, в свою очередь - все та же уникальная Ульяна Фомичева, которая после премьеры «Чеховъ. Водевиля» будет работать в Театре им. Ленсовета, - олицетворяет мечту о женщине-крепости: коня на скаку точно остановит и мужа ему в пару в телегу впряжет. Так что знаменитый спор о том, кому принадлежит пустынная местность Воловьи лужки, превращается в натуральный смертный бой. А уж когда дело доходит до спора о том, чей охотничий пес лучше, жениху остается только спрятаться в шкаф-комод, откуда вслед за тем появляется скелет. Чеховская шутка разбивается не столько даже о психологический образ «скелета в шкафу», сколько о мифологический образ смерти, который слишком очевидно рифмуется режиссером с мотивом женитьбы. Финал первого действия - это уже совсем морок в розовых тонах: детские и кроватки и пеленки заполняют сцену под песню Налича «Ночь, мы вдвоем грустим». 
Режиссерская мысль, как видите, читается ясно, структура выглядит крепкой, но слишком тяжелой для чеховского текста, и текст буквально с пролога начитает мстить: выглядеть вызывающе самодостаточным, отторгать отсебятину и своим искрометным юмором опрокидывать на обе лопатки всякую тяжеловесность. При этом, спектакль, как ни странно, не теряет смысла, а во втором действии драма заявляет о себе все отчетливей. Сюжет чеховского «Юбилея» здесь изменен до неузнаваемости, а образы в новой трактовке, наоборот, узнаются отлично.

«Кузьма Николаевич Хирин, бухгалтер банка, старик», который у Чехова выглядит тенью директора банка Шипучина и тихонько наслаждается своей кратковременной значимостью (он один может до прихода акционеров свести дебет с кредитом, а может и не свести), в спектакле - все тот же Ломов. И тут уже вместо бытовой сценки Прикотенко в тесном сговоре с артистами разворачивает целую фантасмагорию. Упомянутого Шипучина, хозяина массивного стола с львиными мордами на дверцах, играет Олег Андреев. Это щеголеватый представитель «золотой молодежи», который передвигается танцующей походкой, а слова «банк», «жбан» и «Ши-пу-чин» проговаривает так, точно отбивает ритм вечно звучащей внутри него джазовой мелодии. Идти с песней по жизни Шипучин - Андреев ни за что не смог бы, кабы Ломов - Новиков не корпел денно и нощно над балансом. Александр Новиков во втором действии играет едва ли не «человека из подполья» Достоевского. Сбежав от розовой пошлости и выгородив себе угол прямо под носом у начальника, он на продавленном кресле за обшарпанным бюро чувствует себя маленьким наполеончиком, которого, правда, съела не идея тщеславия и мирового господства, а женофобия на грани психопатии. 
Дальнейшие события настолько невероятны, что их хочется отнести на счет разыгравшегося больного воображения Ломова. Назойливая Танюша (Александра Камчатова), жена Шипучина, в эффектном неглиже атакует мужа, вспрыгивая на массивный стол, явившаяся в кабинет просительница Мерчуткина (Галина Субботина) кормит Шипучина курицей и поит чаем из термоса, а потом пытается отдаться ему прямо в кабинете. А совсем обезумевший Ломов, выкрикнув: «Полный банк баб!», -- то наступает на женщин с ножом, то выталкивает взашей, явно воспринимая их как захватчиков-гуманоидов, подлежащих безжалостному уничтожению. Между тем, эта самая Танюша с такой умоляющей гримасой протягивает купюру Мерчуткиной, чтобы та поскорее удалилась, а она (жена директора банка) смогла продолжить свой монолог, что не посочувствовать этой птичке в золотой клетке, лишенной возможности поговорить, невозможно. Как, впрочем, и жене уволенного служащего Мерчуткиной, окончательно потерявшей ориентацию в чиновничьем пространстве, не понимающей, где же все-таки и какими методами искать справедливости. 
Спектакль Андрея Прикотенко «Чеховъ. Водевиль» однозначной удачей никак не счесть, но он привлекает дерзостью затеи, смелостью исполнителей и мастерски подмеченными сегодняшними психологическими проблемами. Это трудное театральное счастье, обретенное, как ни крути, а все же в борьбе с Чеховым. Борьбе местами безнадежно проигранной, а местами сведенной в достойную ничью. 
Например, в финале. После монолога «О вреде табака», который Александр Новиков читает как фарсовый реквием по герою (и этот жанр отличному артисту тоже подвластен), на сцене появляется унылое безликое существо в сером прикиде, и в нем совершенно не узнать бой-бабу Ульяны Фомичевой из первого действия. И вот две расплывчатых, бесформенных массы глядят в зал поблекшим взором, а в атмосфере повисает совершенно чеховское ощущение: «Пропала жизнь».

Жанна Зарецкая

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр