Top.Mail.Ru

Царевна Лебедь.

Мария Кингисепп , -«Театральный Петербург», 2008, № 8

Ведущая актриса театра им. Ленсовета, заслуженная артистка России Елена Комиссаренко отмечает в апреле свой юбилей. Стильная и загадочная, разносторонняя и непредсказуемая, она умеет творить щедрыми широкими мазками насыщенных масляных красок и выражать глубокий смысл нежной кроткой акварелью. Ее человеческая и профессиональная судьба - не из простых. Она рано повзрослела и посерьезнела, но не растеряла пленительного прекраснодушия. «На нее» нужно ходить, чтобы насладиться тем самым великим, качественным, волшебным, непреходящим искусством театра, который мы еще не совсем потеряли.
Очаровательная Елена родом из Липецка, но с истинно петербургским характером. Ей категорически не идет ее фамилия, корнями уходящая к вольному донскому казачеству - зато удивительно подходят ее роли, которых сегодня до обидного мало. 
Елена Комиссаренко - актриса с большой буквы, крепкий профессионал, обстоятельный трудоголик, опытный «мастеровой» и «вымирающий вид» подлинной внутренней интеллигенции и потрясающей женственности. Воспринимать ее как тривиального ремесленника - грубо и неправильно. Ее мастерство - высшего порядка, без отягчающих обстоятельств вроде разбрасывания, суеты, мелочности, готовности браться за все подряд. Всего несколько спектаклей в афише. Интересные, запоминающиеся работы. И никаких антреприз, сериалов, рекламных роликов и проходных эпизодов, за которые может быть не то чтобы стыдно, а с которыми как-то скучно и тоскливо жить дальше. Ну, побегал ты, попрыгал, отметился, съездил «за баблом», заговорился до хрипоты об искусстве, а потом глядь! - что-то главное в жизни пропустил, разменялся по мелочи, смирился с обстоятельствами, сослался на времена и нравы, позорно испугался забвения, порадовался востребованности, а счастья и успеха это почему-то никак не приносит...
С Комиссаренко не так. Она словно лебедь выступает, красиво, спокойно и достойно. Без панибратства и экзальтации, без дешевых эффектов, но и без нарочитой таинственности. Не светится на раутах, не тусуется, не «клубится», не «базарит», не водит дружбу с «нужными» и «правильными», не подлизывается, не верит, не боится, не просит. Таких артистов уже больше «не делают». Их осталось - по пальцам перечесть. Это не вырастить искусственно, не объяснить словами, не вложить насильно в умы, не заставить прилично вести себя в профессии. Это штучный товар. Это сильный характер, который не видно, пока не всмотришься в жизненный и творческий путь, и не захочется робко встать от нахлынувшего чувства уважения, и склонить голову почтительно, и посмотреть восхищенно. Ее игра может нравиться безоговорочно или вызывать вежливые дискуссии, но невозможно представить себе спектакль, в котором она занята и в рецензии на который не будет упомянуто ее имя. Да что там упомянуто - в основном о ней только и пишут, потому что в ее работах есть все, что положено: и зерно, и линия, и ритм, и смысл, и энергетика, и сложнейший, выверенный характер - от улыбки до жеста. А чего стоит один только приз зрительских симпатий, выданный Санкт-Петербургским обществом зрителей «Театрал» «за психологическую тонкость и женственность в создании образа Гедды Габлер» в постановке Владислава Пази, не говоря уже о высшей театральной премии «Золотой софит» за образ Руэллы в спектакле «Дверь в смежную комнату»!
Комиссаренко привыкли считать «не от мира сего» и «героиней не нашего времени», хоть ей и довелось сыграть людей, что называется, простых, и сама она «вышла из народа». 
Да, ролей не так много, и не скажешь про них, мол, числом поболее, ценою подешевле. После окончания курса З.Я. Корогодского в ЛГИТМИКе Елена Комиссаренко работала в ленинградском ТЮЗе и в Театре им. Ленинского комсомола. Придя в театр им. Ленсовета 1985 году, сыграла Нину в «Зинуле», Валентину в «Под одной крышей», Наташу в «Круглом столе под абажуром», Клаву в «Группе», Аман-Магду в «Лице», Сибиллу в «Синхроне». Шутливо-семейные детские «разминки» в виде подражания цыганским романсам с пластинки, а затем участие в профессиональном вокальном ансамбле в школьные годы пригодились, когда низкий грудной голос актрисы выразительно зазвучал в спектаклях «Крошка», «Любовь до гроба», «Адьютантша Его Величества», «Владимирская площадь». Сегодня она - чудная, многогранная леди Марта в спектакле «Король, дама, валет» по роману В. Набокова, эксцентричная авантюристка Эва в «Любви до гроба» А. Николаи и надломленная гордячка Гедда Габлер в одноименном спектакле по пьесе Г. Ибсена. 
Последняя работа - достойная, разноплановая роль Леонор, королевы Кастилии, в весьма необычном спектакле «Испанская баллада» - сценической версии Гарольда Стрелкова и Маргариты Белой по историческому роману Лиона Фейхтвангера. Сильный характер и горькая боль удивительно точно сыграны Комиссаренко всего в нескольких сценах и пронесены четкой канвой через все технически сложное действие, насыщенное музыкой, анимацией и неоднозначными метафорами, рассказывающими о безумной любви и всепоглощающей страсти.
Работа с такими мастерами, как Геннадий Опорков, Генриетта Яновская, Зиновий Корогодский, Игорь Владимиров, Владислав Пази, дала ту самую школу мастерства, которая бывает ниспослана таланту свыше. Восхищение игрой таких величин, как Светлана Крючкова, Мэрил Стрип, Марлон Брандо, Джек Николсон, Шон Пенн, говорит о взыскательном вкусе и редкой способности бескорыстно ценить достижения коллег. В царственном прекраснодушии и королевской стати Елены Комиссаренко иногда видят... мудрого загадочного сфинкса. Ее нездешней красоте и изысканности поражаются - и отмечают завидное умение играть на тех полутонах, что сильнее крика и позы.