В Санкт-Петербурге под эгидой театра – фестиваля «Балтийский дом» прошел Всероссийский форум «Вперед к Островскому».
Название фестиваля, казалось бы, бросает вызов лозунгу Луначарского «Назад к Островскому». Но в действительности ему не противоречит: ведь и тогда имелось в виду не только сохранение великих реалистических традиций, но и опыты экспериментальных постановок. Театр имени Ленсовета, отметивший 90-летие, показал на фестивале премьеру – комедию «Бешеные деньги», которой открывался и в 1933 году.
Сценография Николая Слободяника сразу задает образ спектакля – с мощной силой движется громадный, ярко освещенный станок в чугунных кружевах… Так запускался прогресс, создавалась не только промышленность, но и новый, неведомый в России класс предпринимателей, в лексиконе которых появилось новое понятие – бюджет, из которого, как признается герой пьесы Савва Васильков, «выходить не собирался», и, как выразился другой персонаж, наступил «век практический»!
Режиссерский замысел Юрия Цуркану ясен и создает немедленный контакт с публикой, узнающей в персонажах Островского современников. Золотое правило критика – рецензия пишется не на первый, но на десятый спектакль: требуется время на то, чтобы актерам вжиться в образы.
Речь идет о первом спектакле, и некоторым актерам еще предстоит это сделать. Что не имеет отношения к таким мастерам, как Анна Алексахина (Чебоксарова-старшая) и Сергею Мигицко (Кучумов). Алексахина плетет кружева, создавая образ женщины жадной, продающей дочь первому покупателю. Кучумов–Мигицко сластолюбивый старик, «друг дома», промотавший свое состояние и не изменивший своей привычке жить на широкую ногу, не имея на то средств. «Папаша», как его именует героиня, смешон в своих притязаниях и жалок.
Нарождающийся капиталист Савва Васильков (Антон Багров) интересен нетрадиционным решением образа: он обаятелен, простодушен и кажется большим ребенком – слишком быстро доверяется случайным знакомцам. Его, провинциала, подкупает то, что они – москвичи. Но как деловой человек, он быстро понимает их суть и в результате берет над ними верх. Замечательный штрих в палитре Антона Багрова – он поэт дела, творец, которому принадлежит будущее. Это подтверждает небольшая сцена с Василием (Всеволод Цурило), бывшим крепостным, слугой, но доверенным лицом, товарищем, разделявшим с ним деловые поездки по медвежьим углам и по Европе. Васильков – новый человек новой эпохи.
Егор Глумов (Максим Ханжов) – это Глумов из комедии «На всякого мудреца довольно простоты». Ему по воле режиссера перешли некоторые реплики из этой комедии. Продуманы его внешний вид франта, манеры, позволяющие ему перейти в категорию начинающих русских альфонсов. Этого было бы достаточно, если бы Глумов из «Бешеных денег» не был Глумовым из «Мудреца». Молодому актеру стоит показать, что это одно лицо, он тоже своего рода деловой человек нового практического века. Иначе интересный ход – жизнь Егора Глумова, принятого в более высокое общество, – пропадает. Телятева (Олег Андреев) Островский делает критиком общества, которое его создало и которое он разоблачает в монологе, неожиданном для такого персонажа. Все, что говорит Телятев, попадает в яблочко.
В сугубо реалистическом спектакле возникает прием театра Брехта – эффект остранения: разоблачения Телятева внимательно слушает публика, награждая аплодисментами. Движущая пружина происходящего – Лидия, красавица, с помощью матери ищущая богатого мужа. Лидия – драгоценность, на которую нацелены все окружающие ее мужчины. Приз достается Василькову, потому что он готов жениться в отличие от других. Молодая актриса Диана Милютина обладает всеми данными для этой роли – она красива, изящна, умна. Пока в ней не хватает манкости, необходимой для этого образа. Костюмы (художник Ника Велегжанинова) подчеркивают эту черту Лидии: блестящий, как кожа экзотичной змеи, комбинезон, на который надеваются роскошные туалеты. Ее сравнивают со змеей, способной сделать смертельный укус, что должно быть визуально передано.
«Бешеные деньги» – юбилейный спектакль, и при всем его реализме, явлении сегодня не частом, звучит современно, находя отклик у зрителей.
Санкт-Петербург