Top.Mail.Ru

"Бульварный театр - это здорово!"

Наталья Лебедева,- "Вести Сегодня+", Рига, 2009, 19 ноября, № 40

...Поначалу, когда мы только увиделись с ним на пресс-конференции, все время хотелось назвать его Федей. Хотя то, что он говорил, было куда умнее речей его простоватого сериального героя.
А когда он блестяще сыграл недалекого, страшно амбициозного и узнаваемого драматурга Му де Звона во "Фредерике, или Бульваре преступлений" санкт-петербургского Академического театра им. Ленсовета, я прямо так ему и сказала за кулисами, что увидела совсем другого актера и человека.

- Говорите, говорите!.. - с наигранным пафосом и юмором, по-доброму дурачась, ответил мне заслуженный артист России Александр Новиков - так, что мы оба рассмеялись.

- А что для вас органичнее и интереснее - играть в театре или сниматься в сериале в роли Феди Курочкина? Или это невозможно разделить в вашей актерской судьбе?

- Безусловно, это невозможно разделить, но я очень люблю театр. И если ситуация заходит в тупик и выбор между кино и театром неизбежен, я всегда выбираю театр. Но честно скажу, не скрывая, борюсь до последнего, чтобы графики можно было разрулить.

И в эти дни, когда в Питере намечалась наша очередная премьера, мне пришлось отказаться от очень больших и серьезных съемок.

- Понятно - вы же ученик народного артиста СССР Игоря Владимирова...

- Да, и с радостью в этом признаюсь! Это был пятый, последний курс Игоря Петровича, который он и набрал, и выпустил.

- И мэтр, вероятно, всем уделял от своего щедрого таланта одинаково?

- Нет, не совсем так. Владимиров был человеком очень сильных пристрастий, привязанностей. Человеком бесконечного, безграничного обаяния, и его пристрастия были всегда видны и ясны. У него, безусловно, были любимчики и нелюбимчики.

Набирая курс, он всегда понимал, кто останется в театре, а кто нет, и его любимчики всегда грелись в лучах его любви, а другие - нет.

Среди очень важных вещей, привитых нам мэтром, была та, что театр невозможен без юмора. Для него наличие чувства юмора было одним из определяющих в его симпатиях и антипатиях.

Мне приятно было то, что я всегда чувствовал симпатию и любовь Игоря Петровича к себе. Другое дело, что я был очень юн - поступил в 16 лет - и не все мог до конца оценить.

После окончания я и еще четверо моих однокурсников остались в Театре им. Ленсовета у Владимирова. Сегодня нас трое.

- Мы увидели на гастролях в Риге блестящего театрального актера, но широкая русская публика Латвии все же знает вас как Федю...

- Мне не близка позиция тех актеров, которые очень много снимаются, а потом начинают отказываться от своей этой работы и как бы стесняться ее. "Тайны следствия", к счастью, в моем понимании - это тот сериал, за который вообще ни капельки не стыдно.

Мы уже с удовольствием снимаем его почти 10 лет, в нем замечательная компания отличных питерских актеров, которые играют и в нашем театре, и в других.

- Вы - актер среднего поколения. Как вы сегодня оцениваете отношения между зрителем и актерами, каков зритель, каков актер, иначе говоря?

- Наше поколение и актеры немного старше нас - разумеется, мы очень уступаем поколению тех великих стариков, многие из которых, к сожалению, уже ушли. Конечно, артистов, равных Евстигнееву, Леонову, Юрскому, сегодня нет. Известность тех, кто приходит сегодня им на смену, не имеет ничего общего со славой тех, великих.

Назовите имена любых наших сегодняшних звезд, пусть даже очень популярных, и вы увидите, что это очень далеко от той славы и всенародной любви, которой были согреты наши корифеи.

Мы счастливы, что после Игоря Владимирова наш театр 10 лет возглавлял режиссер, заслуженный деятель искусств России и Киргизии Владислав Пази, ныне покойный, который поставил много замечательных спектаклей, в том числе и "Фредерика...", который вы увидели. Это, думаю, лучший его спектакль, и живет он уже 8-9 лет. И везде имеет успех.

Наверное, секрет в том, что театр на французских бульварах "Фоли Драматик" - так называемый "бульварный театр", и в этом нет ничего обидного, по духу близок нашему Театру им. Ленсовета. Получилось точное попадание. Пази даже не стеснялся называть, порой и подчеркивая это, наш театр бульварным.

- Ну это уж как-то совсем... Такая прославленная сцена! Одну вашу Алису Бруновну достаточно упомянуть!

- Он имел в виду то, что "театр на бульварах" может быть очень высокого уровня. Может быть, Пази немножко злоупотреблял этими параллелями. Но мы играем во "Фредерике..." тот народный театр, который всегда был обласкан любовью зрителей и не всегда - любовью критиков. Фредерик Леметер говорит в спектакле: "Почему наши успехи всегда вызывают подозрения, а ваши провалы - уважение?"

Это вечная проблема: столкновение театра мертвого, сухого и "культурного" и другого, народного и демократичного.

Костяк спектакля составили очень сыгранные, спаянные многолетней дружбой и совместной работой актеры - Мигицко, Луппиан, Алексахина, Леваков. Все они ученики Владимирова. Мигицко, Леваков и Луппиан - однокурсники.

Пази опирался на "группу крови". Это то, чему учил и Владимиров, что театр - это группа крови. Даже в самые его последние тяжелые годы чутье у него на эту группу было 1000-процентное, и он держал ее железно.

Именно Владимиров в Питере, в нашем театре открыл и создал эстетику музыкального театра. Поэтому у нас всегда были актеры поющие. Количество часов сольного пения на курсе Игоря Петровича сильно превышало число часов истории КПСС.

Но театр - не музей. Я всегда с подозрением относился к тому, что со смертью прославленного руководителя в театре клялись продолжить его линию. Театр живет дальше, другое дело - внутренняя отсылка на Учителя есть всегда. Но сменяются эпохи, и театр делается теми людьми, которые работают в нем сегодня. И никакие музейные таблички и мемориальные доски здесь не уместны. Завеситься плакатами "Мы - ученики Владимирова" не получится.

- Вот и Сергей Мигицко говорил, что в спектакле совсем наша, современная актерская среда, с интригами и любовью-ненавистью. А вы как чувствуете это?

- Почему-то в обывательской среде именно театр считается средоточием интриг. Поверьте, ничего этого нет. Но есть другая наука, утрачиваемая ныне, - искусство формирования труппы. Если труппа сформирована правильно, число оснований для интриг стремится к нулю.

Конечно, есть какая-то зависть - но где ее нет? Если молодых героев пять, то трое играют, а двое ждут. Если молодых героинь шесть, то это вообще плохо. Законы формирования театральной труппы очень просты и продиктованы устройством мировой драматургии: две трети мужчин и треть женщин. Если эта пропорция соблюдается и каждый возраст представлен, если есть комики поколения 20-летних, 40-летних и 50-летних, если все сбалансировано, то труппа работает правильно.

А иначе она живет тяжело и бессмысленно. Одни постоянно играют, а другие не играют и злятся. И так из года в год.

- А у вас есть любимые роли?

- Гораздо важнее, чем отличная роль, для меня актерский ансамбль, партнерство. У меня есть собратья-актеры, с которыми мне сверхрадостно и сверхкомфортно играть. Лучше играть со "своими" в "Колобке", чем с чужими в "Гамлете". Но таких "своих" можно пересчитать по пальцам одной руки...

Наталья Лебедева