Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Брежнев в шкуре Довлатова.

Наталья Черных, -«Московский комсомолец» в Питере», 2009, 12 августа

Секрет абсолютного счастья от Артура Вахи.

 

Увидев, как Артур Ваха рассекает по Невскому проспекту на мопеде, трудно не улыбнуться. «Провокатор», - подумаешь ты, и не ошибешься. Последняя провокация актера - спектакль «Заповедник» в Театре Ленсовета, где он играет Довлатова.


Довлатов меня переплюнул
- Что общего у вас с Довлатовым?
- Конечно, мы разные люди. Я, к примеру, думаю, что Хемингуэй хороший писатель, а Солженицын - вообще не писатель. Довлатов считал наоборот. Поскольку мы оба выпиваем...
- И кто - больше?
- Довлатов меня в этом переплюнул. Я пью умеренно. Для меня алкоголь, скорее, стихийное бедствие! Но если говорить о других похожих чертах, Довлатов, как и я, был любознательным по отношению к людям. Все видел, подмечал, по-своему перерабатывал. Я тоже люблю наблюдать за людьми, это подсознательно идет в «актерскую копилку». Однажды, учась еще на первом курсе, увидел в метро странного человека. С длинными волосами, в огромных темных очках, в бесформенном берете и непонятной одежде - «бомжацкой», но чистой. Он что-то все время записывал в маленький блокнот огрызком карандаша. Я даже пытался делать про него этюд в театральном институте - «наблюдения». Лет через 15 я встретил его еще раз - на «Ленфильме». Мне сказали, что это великий композитор Олег Каравайчук. (Смеется).
- Долго ли вы становились Довлатовым, и как восприняли критику «Заповедника»?
- Репетировали примерно месяц до отпуска, потом на этот же срок ушли отдыхать, а, вернувшись, за неделю собрали спектакль уже на сцене. Это было безумие, «Заповедник» немножечко сыроват. А что касается критики - мы ж не для них работаем, а для зрителей.
- Ругают спектакль за Пушкина, поющего Джо Дассена. Лично вам этот ход нравится?
- Мне очень прикольно было Пушкина слушать. И я понимаю, почему режиссер Василий Сенин так сделал. У Довлатова есть строка: «Хотелось бы довести наш разговор до полного идиотизма». И нам ситуацию с Пушкиным надо было довести до полного идиотизма. Когда великий писатель пьет водку и заедает ее огурцами, отношение режиссера к проблеме, поднятой Довлатовым, налицо. Поклонение, как идолу, Пушкину, который был живым человеком - глупо. Думаю, что если б Александр Сергеевич сидел в зале и увидел, что запел Джо Дассена, он бы хохотал, как ребенок.

 

Любовь живёт три года
- Живет ли в вас довлатовская любовь к женщинам?
- А Довлатов был человеком верным. Есть мужики, для которых важно количество, а есть такие, которые влюбляются навсегда. (Даже если это заканчивается через неделю, все равно им кажется, что - навсегда). Я отношусь к последнему типу, не занимаюсь «кобелизмом». Я не умею знакомиться на улице. Мне нужен момент общения, поэтому все мои жены - актрисы. 
- И все-таки - «жены»?
- Я влюбляюсь надолго. Но жениться «раз и навсегда» мало у кого получается. Любовь живет три года, как считал один французский писатель. Это про любовь-страсть. К тому же я - человек авантюрный. Не могу сидеть дома, смотреть телевизор, читать газеты и есть обеды. Очень сложно найти такую же авантюристку, как я. Или женщину, могущую со всем этим мириться. Получилось, что в эти годы я оказался свободен от домашнего уюта, и рад этому. Мне так лучше.
- С дочкой Машей у вас прекрасные отношения. Это тоже трогательно по-довлатовски, он любил дочь...
- Машу я не просто люблю. Я имел непосредственное отношение к воспитанию. Памперсы, подмывание попы... У меня у первого в городе появился рюкзак, в котором можно носить ребенка на себе. (Друзья из Нью-Йорка прислали). Как пуп зажил, я Машу в рюкзак, и - с ребятами пиво пить. Помню, как на меня орали старушки во дворе. Что я мучаю ребенка, издеваюсь над ним, и как мне, мол, не стыдно. А я отвечал: «Тихо-тихо, она спит, пожалуйста, не разбудите». Дочка головку мне на грудь положит и посапывает. Бабушки ведь не понимали, что если ребенок спит, ему хорошо! С тех самых пор с Машей у меня очень доверительные отношения. Я знаю мужчин, которые со страхом подходили к кроватке: потом подрастет, я буду воспитывать. Фигня! Воспитывать нужно сразу.
- Какой вы серьезный отец. А откуда ваши феньки и перстни на руках, смешные футболки, мопед с мотоциклом. Это желание выглядеть подростком?
- Бывает такое у мужиков «за сорок». Если ты свободен внутри, начинаешь реализовывать свои детские мечты. Двухколесные средства передвижения всегда были для меня чем-то особенным. Когда-то не было возможности все это приобрести. Матушка тянула меня на одну зарплату. У меня не было даже велосипеда и роликов. Хотя было счастливое детство: днем меня хватали за руку и вели в Эрмитаж, Русский музей, филармонию. А вечером я выходил во двор к обычным пацанам. Мы лазили по крышам, играли на гитаре и пили портвейн.

 

Как Цой стал писать песни
- Это тогда вы увлеклись рок-н-роллом и стали в рок-клуб захаживать? 
- Для меня рок-н-ролл начался, когда в десять лет услышал «Битлз». И пошло-поехало. Новинки приносили мамины друзья. У нас дома был катушечный магнитофон, из него звучали и «Лед Зеппелин», и «Дип Перпл», и опера «Иисус Христос - суперзвезда». Подрос - познакомился с рок-клубом. Рок-н-ролл для меня не музыка. Музыкой может быть этно, джаз или классика. Слово «рок-н-ролл» несет смысл, оно значит: «по-честному». Поэтому Борис Гребенщиков и пел: «Рок-н-ролл мертв», когда все началось не по-честному. Но он не прав: рок-н-ролл жив! Есть Сергей Шнуров, группа «Сплин», есть Земфира. Мне кажется, что Саша Васильев пришел к настоящему рок-н-роллу только сейчас. Он очень вырос и повзрослел. 
- Во времена рок-клуба вы дружили с Виктором Цоем. Каким бы был Виктор, если бы выжил?
- Мне кажется, он бы не писал песен. А просто ушел в какую-нибудь тайгу и стал лесничим. Он был человеком совершенно не конъюнктурным, и честность Виктора в песнях доходила до болезненного. Он не любил, как сейчас говорят, «гламурную» жизнь. Был человеком закрытым. Хотя когда речь шла о литературе и музыке, мог говорить. В нашей компании, которая существовала несколько лет, Цой не отгораживался от людей. Одним из первых, правда, под давлением, он показал нам свои песни.
- Как «давили»?
- Дело было зимой. Мы сидели у Макса Пашкова, когда-то создавшего группу «Палата № 6». У нас на троих (был еще Андрей Панов, Свин) имелась бутылка водки. Пришел Цой, с гитарой. В холод, без теплого чехла она выглядела нелепо. «Я тут песни стал писать», - признался он. Мы попросили спеть. «Не буду!», - замотал головой. «А водки хочешь? Споешь - тогда получишь». В общем, развели его на две песни - «Огурцы» и «Мои друзья идут по жизни маршем». Панов, самый старший и авторитетный, одобрил: «Давай, Витька, пиши!». А потом я услышал «Огурцы» уже в армии, на кассете, и понял, что «Кино» дико популярно.
- Вы чтите память Виктора в день гибели, 15 августа?
- Я не пишу на заборах: «Цой жив!» и не хожу на «Камчатку» со свечкой. Но отношения с умершими друзьями все равно остаются. Я не теряю с ним связи, общаюсь на другом уровне.

 

Брежнев жил в постоянном страхе
-У вас получился необычный Брежнев в телефильме Сергея Снежкина. Что называется - политик с человеческим лицом. Как удалось поймать эту «человечинку»?
- Это заслуга режиссера Снежкина. Как он говорил, так я и делал. К слову, сначала я «послал» продюсера с этим предложением. Позвонили из Москвы: зайди, мол, в «Пургу», поговорить надо. Зашел, а Сергей Мелькумов улыбается: «Садись, чтоб не упасть. Будешь Брежнева играть молодого!». Я подумал, это шутка, и отправил его куда подальше. Сначала хотели, чтоб я и старого Брежнева сыграл тоже. Делали пластический грим. Но потом поняли, что это нереально, ведь с пластикой можно работать только четыре часа в сутки, иначе лицо можно изуродовать. Дороговато получалось. И тогда пригласили Сергея Шакурова. Но я не расстроился, все-таки это проблемно - в мои годы сыграть старика. Какой бы грим не сделали, глаза выдают. 
- Отношение к Брежневу после фильма поменялось?
- Что мы знали про Брежнева? Что это чучело с бровями. В съемочный период я читал книги, старые статьи из газет той эпохи. А еще мне показали немногие фотографии, на которых он запечатлен до восшествия на «престол». И оказалось, что Леонид Ильич был обаятельный, открытый, жизнерадостный и не очень далекий человек. И правил государством не сам, разумеется. У него была мощная мужская харизма, которая и помогла добиться таких вершин. Естественно, не без подлости. В политику честные люди не ходят.
- Но у вашего вождя такой растерянный взгляд...
- А он не знал, что делать, когда Хрущев вызывал его «на ковер». Он жил в постоянном страхе, страхе за собственную шкуру.... Смешно, но однажды я вышел на улицу в гриме Леонида Ильича. Снимали правительственный концерт в Александринском театре. Между сценами был перерыв часа два, и я заскочил «в образе» к друзьям, напротив, в Театр комедии. Хотелось повыпендриваться. Прошелся по Невскому. Народ оборачивался, но не приставал ко мне. А одна старушка даже зааплодировала.
- Еще озорства на площадке случались?
- В фильме Дмитрия Месхиева «Семь кабинок» в финале была выстроена панорама из трупов. Я лежал на полу туалета вместе со всеми «жмурами», лицом вниз. Дима сразу включил песенку из мультфильма «Умка» - «Спят твои соседи, белые медведи». Под нее заработала камера, чтоб оператор знал, на какой скорости снимать, вести кран. Я валялся в кожаных перчатках, рядом - два пистолета. На репетиции же пошутил: показал два «фака». Типа, умер, а вот - получите! Думал, что режиссер скажет: хорош прикалываться. А Месхиев смолчал, не заметил, так меня и сняли. Увидел он «факи» только во время монтажа на большом экране. Звонит: «Ваха, ты что сделал?!» - «Извини, так получилось...» - принялся оправдываться я. «Да молодец, отлично!», - неожиданно рассмеялся Месхиев. Так мои «крученые» руки в кино и остались.

 

У микрофона без трусов
- Многие актеры относятся к съемкам в сериале как к заработку. Вы тоже много играли в «мыле». Есть ли любимые роли?
- Как я думаю (хотя и не очень люблю смотреть себя на ТВ), два сериала получились достойными. «По имени Барон» и «Женский роман». Мои герои Хамчик и Солдатов мне нравятся. 
- Дворовая закалка помогла понять персонажей в сериале «По имени Барон»?
- Это было по наитию. Работает накопленный «багаж» и подсознание. Есть актеры, занимающиеся углубленным изучением персонажей. Мне же не мозг дает толчок для творчества. Тут другое: ощущение, интуиция. Я могу прочитать о ком-то кучу книг, и ничего не изменится. А надену костюмчик, сделаю грим и чувствую себя другим человеком.
- Вы снялись в фильме «Европа-Азия» Ивана Дыховичного, работали вместе с Сергеем Шнуровым. Понравилась картина?
- Фильм недавно показали на «Кинотавре», но его нет ни на дисках, ни в прокате. Теперь, чтобы понять, какое получилось кино, надо ехать к Сереге Шнурову и переписывать. У него единственного в городе есть копия «Европы-Азии». 
- Так сели б на свой мопед, и рванули к Шнуру на рюмку чая!
- Он что-то барахлить стал, надо в ремонт везти. А вообще, летом я передвигаюсь на мопеде каждый день. Сегодня попал под ливень и рассмешил весь автобус, рядом с которым ехал. Дождь падал стеной, я промок до нитки, но не остановился. Добравшись до студии, выжал всю одежду. И режиссер дала взаймы свое парео, чтоб прикрыть наготу (ведь белья я летом не ношу). Так и озвучивал фильм про Брюса Уиллиса - стоя у микрофона без трусов. Накануне в пять утра простился с друзьями и, чтоб избавиться от «сушняка», на мопеде, под дождем просто открыл рот. Люди в автобусе хохотали, прильнув к стеклам и разглядывая меня как чудака. А я газую, пью летний ливень и чувствую себя абсолютно счастливым.

Беседовала Наталья Черных

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр