Top.Mail.Ru

Брехт- это мы!

Полина Виноградова,- «Невский театрал», 2014, № 9 (11), октябрь

«КАБАРЕ БРЕХТ». Театр им. Ленсовета. Режиссёр- Юрий Бутусов. В ролях артисты Студии Театра им. Ленсовета (выпускники СПбГАТИ, мастер курса - народная артистка России Анна Алексахина).

Театр им.Ленсовета открыл новый сезон премьерным спектаклем Юрия Бутусова «Кабаре Брехт». С первых аккордов артисты Студии обрушили на зрительный зал энергию  творческой свободы. На этих  сваях всегда строит свое искусство Юрий Бутусов, отказываясь от надежной прочности классического театра. Ставит ли он шекспировского «Макбета», чеховских «Трех сестер» или тургеневский «Месяц в деревне» («Все мы прекрасные люди»), режиссер разрушает фундамент милой сердцу многих театралов традиции и создает театр молодости и протеста. На этот раз Юрий Бутусов представил кабаре, в котором реальность и вымысел   кружатся в танце, размахивая знаменами нового театра и антивоенными лозунгами нового мира. Но даже тот, кто в театре господин, жизнь изменить не в силах. Впрочем, это еще не факт. Возможно, именно теперь, спустя две мировые войны, на пороге третьей Бертольт Брехт способен изменить мир.  Новый спектакль Юрия Бутусова — отчаянное желание здесь и сейчас прокричать, пропеть под аккомпанемент фортепиано, электрогитар и ударных инструментов, продекламировать хорошо поставленным голосом  не потерявшие актуальности тексты немецкого писателя, драматурга и режиссера Бертольта Брехта. В свое время он сказал все самое важное о войне и любви, о смерти и забвении. Он не ждал справедливости от своей эпохи, но надеялся, что в будущем стук пишущей машинки, на которой новое поколение будет перепечатывать его тексты, заглушит звуки снарядов. Что же, напрасно надеялся?  Прозвучавшие фрагменты произведений и писем, отрывки из пьес и стихотворения оказались о происходящем вокруг - здесь и сейчас. Кто допустил, чтобы страшное вчера стало нашим сегодня? Мы сами допустили.  Наверное, так бы сказал великий ББ.

Это смелый поступок и своевременный - пригласить зрителей в кабаре, где прошлое отражается в зеркале настоящего. Что тогда, что теперь. Что тот солдат, что этот.
В спектакле Юрия Бутусова классик литературы ХХ века показан героем нашего времени, богемным мальчиком, его талант трагичен. Ранимый, влюбленный и болезненно худой (артист Сергей Волков сыграл не только про немецкого гения, но и про самого себя). Режиссер вернул Бертольта Брехта из классиков в современники. Потому что нет ничего более актуального теперь, чем искусство Брехта.
Нельзя сказать, что Юрий Бутусов послушно следует за автором - он берет его в сообщники.  Это очень верный маневр. Точное попадание в цель.  Брехт, я повторюсь, трагически талантлив — и трагически современен.  Каждая его цитата сегодня становится  неоспоримой истиной.  Но время сейчас такое, что нет ни правых, ни виноватых. Но есть убитые. Кто допустил, чтобы спустя почти семьдесят лет после окончания самой кровопролитной войны в истории, "Легенда о мертвом солдате» Брехта  вдруг стала злободневной? Мы сами допустили.

Юрий Бутусов ведет диалог со своим сообщником Брехтом и также считает, что «все мы прекрасные люди», но только по отдельности, а вместе очень часто — агрессивная «людская масса».  Главная тема ХХ века — столкновение человека и государства, увы, до сих пор не исчерпана, и, наверное, вообще неисчерпаема. Человеком легко манипулировать, заставить забыть собственное имя, отказаться от своих принципов. Приговоренный к расстрелу грузчик Гэли Гэй (Никита Волков) произносил свой монолог, а музыкант Александр Крымов, напяливший картонные уши слона, озвучивал плач обреченного на смерть жалкого в своей беспомощности человека фортепианной мелодией.
Страшное и смешное сплелись в спектакле в пестрый коллаж. Здесь было много любви: жертвенной, прекрасной, просто эффектной и настоящей (которая так и не состоялась). Красивая запутанная любовная история самого Брехта контрастировала с жизнью персонажей его пьес. Весь этот «народный сброд», нищие и озлобленные герои «Трехгрошовой оперы», бродяги и завсегдатаи кабаков сосуществовали на сцене вместе с брехтовскими любимыми женщинами - красавицами Еленой Вайгель (София Никифорова) и Маргарет Штеффин (Антонина Сонина).
Мамаша Кураж оплакивала своего сына, а вместе с ним и Германию, ставшую грудой золы и кровавых камней. Полли Пичем праздновала свадьбу под звуки «Солдатской песни».  Звучала Баллада о Мэкки-ноже и Песня Мэкки перед казнью. Галилей пытался показать новые звезды, но забыл спросить, нужны ли они людям? Герои пьес Брехта и мюзиклов Курта Вайля встречались, расставались и вновь сходились, чтобы вместе спеть "Песню единого фронта".
Артисты Студии Театра им.Ленсовета вернули на современную сцену хрупкое очарование довоенной эстрады. Песни Курта Вайля, так редко звучащие теперь, ранят в самое сердце не потому, что пронзительно грустные, просто есть в них душевная теплота, отброшенная современниками, видимо, за ненадобностью. Как же искренне и правдиво молодые артисты пели эти песни — не говоря уже о том, что вокальные данные у всех безупречные (постарался педагог по вокалу Иван Благодёр, которому нет равных в музыкальном воспитании артистов). Юноши в старомодных костюмах и девушки в ретро-платьицах размахивали цветными зонтиками и улыбались своему беспричинному счастью. Они же, молодые и рассерженные, маршировали с плакатами, где красным по черному написано: "Брехт- это мы", "Война- это безумие", "Не знай страха" и так далее. И пели дружным хором «На войну!».
Но их беззащитным душам созвучнее песня "Юкали" о "земле, где нет в помине наших забот" и светят звезды любви, о несбыточных мечтах и напрасных надеждах. Отчаянное танго и столь же отчаянное фламенко. Кабаре, кабаре, кабаре... Зажигательная музыка и грустные песни. Высокие каблуки и красные губы. Гениальные стихи и ароматные сигары. Красный шелк и грубое сукно. На сцене создана атмосфера кабаре начала ХХ века, где собирались представители богемы, и Бертольт Брехт, как известно, начинал свою карьеру в маленьком прокуренном кабаре.
В бутусовских спектаклях всегда есть отсылки к массовой культуре: например, тургеневская Наталья Петровна истово поет шлягер певицы МакSим "Одиночка", а Леди Макбет танцует под Майкла Джексона. В новом спектакле режиссер инсценировал телерепортаж с места событий. 1933 год, установление цензуры в нацистской Германии. Группа студентов-наци на площади  сжигает противоречащие партийной идеологии книги.  Бесстрастным голосом актриса Анна Жмаева в типичном образе ведущей теленовостей перечисляла имена писателей, чьи труды попали в список на сожжение — Бертольт Брехт значился под номером десять. Событие состоялось, если его показали по телевизору, то есть превратили в шоу для публичного просмотра. Но только искусство обеспечит ему вечную память. В завершении репортажа зрителям сообщают:  в Берлине на площади Бебельплац установлен памятник сожженным книгам работы израильского архитектора и скульптора Михи Ульмана. Памятник представляет собой пустые книжные полки, помещённые ниже уровня мостовой и накрытые сверху стеклом. На стекле написано: "На этой площади 10 мая 1933 года студенты-нацисты жгли книги" и приведена цитата из трагедии Генриха Гейне "Альмансор":  «Это была лишь прелюдия. Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».  Только в искусстве есть раскаяние, искупление и обещание не повторять ошибок. От невежества до жестокости — несколько шагов, от высокопарных речей до мировых войн, кажется, расстояние еще меньше.
Кто разглядит на кроваво-красном фоне куст бузины из своей юности — смешение черного с красным? Кто расслышит сквозь красный смех песню солдатской жены, ставшей вдовой? Человек без государства, всюду временно прописанный. Как Бертольт Брехт, главное оружие которого – огромное доброе сердце.

 

Полина Виноградова