Top.Mail.Ru

Большой ребенок. Дон Кихот. Фанат "Зенита". Кошатник... В Петербурге отметили юбилей Сергея Мигицко

Светлана Мазурова ,- Российская газета, 26.04.2023

Народный артист России Сергей Мигицко, выдающийся артист петербургской театральной школы, отметил 70-летний юбилей. Из своего большого репертуара он выбрал на вечер спектакль "Двенадцатая ночь", комедию Шекспира, с прекрасным юмором, которую поставил в Театре имени Ленсовета в прошлом году режиссер Иван Поповски. В финале в зал летят подушки, весело и зрителям, и артистам. Как в детстве.
Юлия Смелкина / Театр имени Ленсовета
 

Партнеры спели имениннику песню о его родной Одессе. И на руках качали.

После оваций и моря цветов юбиляр поблагодарил публику и сказал:

- Эта сцена для меня - особый мир. Здесь работал мой учитель Игорь Петрович Владимиров, здесь нас учили, я сделал свои первые шаги, пусть и в роли Осла - в "Бременских музыкантах". Если я за 53 года никуда не ушел отсюда, не стал искать счастья в других театрах, значит, мне здесь хорошо. За это я благодарен моим коллегам. У нас замечательная труппа, и она все время пополняется новыми именами и новой энергетикой.

 

А потом был капустник для своих, близких друзей. Любимца труппы посвятили в "крестные отцы театра Ленсовета". Это дружеская шутка. А серьезно: вручили почетную награду - Орден Святой Анны второй степени (награда носится на ленте на шее, известна, как "Анна на шее").

Известно, какой Сергей Мигицко жизнелюб, оптимист. Фанат "Зенита". Кошатник - усатых и хвостатых просто обожает! Большой ребенок - в прямом и переносном смысле. Его рост - 192 см. И Дон Кихот - таков он по характеру: бескорыстный, добрый и справедливый, доверчивый и благородный, и роль эту он действительно играл на сцене. Поздравляли "цыгане", казаки, коллеги. И музыканты ВИА "Пролетарское Танго". Футболисты и баскетболисты, тренеры и игроки. Знаменитые врачи… Ну, все в друзьях у Мигицко!

 

Каких только подарков не приготовили юбиляру! Тут и шоколадные герои "Бременских музыкантов", и мячи - футбольный, баскетбольный, футболки с автографами чемпионов, сине-бело-голубой шарф, связанный собственноручно, и гитара с портретом юбиляра, южные вина…

Среди гостей был даже одноклассник - из 119-й одесской школы, ныне доктор медицинских наук, профессор СПбГУ Всеволод Розанов, рассказавший: "В школе сразу было видно, что из Мигицко получится артист. Он всегда был душой компании, всегда с гитарой, ухаживал за балеринами…" А другой профессор, заслуженный врач России, земляк Василий Олейник сказал: "Сергей все может. Он мог бы стать врачом, даже космонавтом!" Актер Олег Меньшиков (это было видеопоздравление) описал юбиляра так: "Невероятно эксцентричный, блистательный, ты - явление!"

И, конечно, интересные, веселые истории, что называется, лились рекой.

- Когда мы были 20-летними детьми и пришли учиться в театр, Алиса Фрейндлих уже была Алисой Бруновной, - рассказал гостям Сергей Григорьевич. - Она хорошо приняла нас, наши выступления, приходила на зачеты и экзамены. И мы за глаза называли ее курсовой мамой. Помню, мы, первокурсники, пришли в кабинет нашего учителя. Я играл на гитаре, и Алисе Бруновне это понравилось. Она сказала: "Мигицко, как ты хорошо поздравил своего руководителя курса и моего супруга! Проси что хочешь". Никто, даже ясновидящий, не угадает, что я попросил. В то время одним из хитов Театра имени Ленсовета был спектакль "Малыш и Карлсон", в котором Алиса Фрейндлих блистательно играла Малыша. И тогда я, заикаясь, потея, попросил: "Алиса Бруновна, спойте, пожалуйста, песню Малыша". И она исполнила ее специально для меня. А капелла.

В ответ "курсовая мама" поделилась:

- Мигицко, Луппиан, Леваков… этих ребят я действительно считала своими детьми. Владимирова, набравшего свой первый курс, они отобрали у меня мгновенно - я осталась практически одинокой. Он так нежно их любил и так пестовал, что ребята выросли замечательные и прекрасные. И все обозначены званиями. Так что я неплохо выполнила свою роль курсовой мамы. У вас в театре сейчас много чудесной молодежи - я видела несколько ваших последних премьер. И можно сказать, что тот первый курс Владимирова задает тон театру, и это очень важно. Игорь Петрович всегда говорил: "Надо взять верный тон". Старинное слово, но какое точное. Дай вам бог и в дальнейшем держать этот тон.

Еще история:

- У нас в институте был показ спектакля "Принц с бельмом, хохлом и горбом". Я играл Принца. Открывались двери, я в паузе выходил. Ждал, пока вступит музыка. И вдруг голос Владимирова из зала: "Серый! Отдай все!" Ну как можно было не отдать все, когда тебе говорит это твой учитель? Я прыгнул, приземлился на колени и сломал ногу. Зато отдал всё! Вот этот его наказ стоит у меня в ушах всегда.

Фото: Юлия Смелкина / Театр имени Ленсовета
Прямая речь

Ленсоветовцы - о юбиляре

Лариса Луппиан, народная артистка России, художественный руководитель Театра имени Ленсовета:

- С Сережей мы познакомились в 1970 году. Оба приехали в Ленинград поступать в театральный институт. Оба поступили и сразу быстро сблизились на почве актерских капустников. Веселые, с хорошим чувством юмора, жизнерадостные люди, родившиеся и выросшие на юге: он - в Одессе, я - в Ташкенте. Очень любили наблюдать за жизнью, за разными течениями в искусстве, на эстраде и сочинять пародии. Появилась "капустная" группа: Мигицко, Олег Леваков, я и Алена Ложкина. И мы все четыре года студенчества сочиняли капустники.

Первой большой удачей Сережи Мигицко в театре была роль Осла в "Бременских музыкантах". Хотя это, возможно, звучит смешно. Но как говорил Станиславский: "Нет маленьких ролей - есть небольшие актеры". Там было немного реплик, но между ними Сережа построил такую интересную жизнь своего персонажа, что все в него влюблялись!

Потом появились спектакли по пьесам Вампилова, где он успешно играл: "Старший сын", "Прошлым летом в Чулимске".

Всю жизнь он служит в этом театре, сколько ролей сыграл! Непросто складывалась судьба у Сережи, не все давалось ему так легко. А потом начинающий режиссер, наш сокурсник Олег Леваков доверил ему сыграть изобретателя-гения в спектакле "Пророк в своем отечестве". Так он, характерный артист, с легкой руки Олега стал еще и драматическим героем.

Для меня очень важен дуэт с Мигицко в спектакле Левакова "Ты и только ты" по пьесе Стоппарда. И, конечно, наш хит - комедия "Интимная жизнь", которую мы показали по всей России и в другие страны возили, целых четверть века играли. На днях по телевизору увидела этот спектакль - какими молодыми мы были!

Сережа не только потрясающий артист, великолепный партнер, но и очень добрый человек. Его доброта светится в каждой его роли, поэтому на него так приятно смотреть, он завораживает своим внутренним миром. А еще он большой ребенок. Наш мастер говорил, что настоящие артисты - это вечные дети.

Анна Алексахина, народная артистка России:

- С Сережей мы дружим буквально с первого дня, как я пришла в театр в 1982 году. Это уникальный человек. Отзывчивый, добрый, щедрый. Благодаря своему характеру он всегда скрашивает любую сложную ситуацию. Умеет ценить жизнь и радоваться ей. Гостеприимный, очень преданный своим друзьям. Часто он занимается чужими делами в ущерб своему здоровью и времени. В наши дни такое случается редко.

Нам с Сережей очень часто предлагают роли супругов или любовников. Многие зрители думают, что мы муж и жена в жизни. Мы как-то взялись подсчитать, сколько семейных пар сыграли. Больше 15! И в нашем театре, в антрепризе и в кино - дипломных работах, каких-то короткометражках, сериалах. Одна из последних наших работ - фильм "Бабки", снял который Никита Владимиров, внук нашего учителя Игоря Петровича. Там нас тоже связывает романтическая линия. Я всегда воспринимала это как подарок судьбы. Потому что партнерствовать с таким замечательным артистом - это, конечно, счастье. Мигицко - абсолютный талант, совершенно необыкновенной природы. Его актерское мышление непредсказуемо. И сейчас мы играем в театре в спектакле "Мама" Флориана Зеллера супружескую пару. Давно играем и очень любим "Ревизора", у нас там азартное партнерство, семейная чета: Городничий и Городничиха.

Не ценить и не любить Сергея Мигицко невозможно. Эта цифра - 70 - не имеет к нему никакого отношения. Он молодой, азартный. Часто ведет себя по-мальчишески, шкодит, шутит, разыгрывает нас, на всех капустниках - первый. И на капустнике в свой юбилей вряд ли усидит как зритель - будет заполнять собой все.

Семен Стругачев, народный артист России:

- В 1988 году я приехал из Саратова в Ленинград и поступил в театр. Должен был жить в общежитии, где жил Сережа Мигицко, а он никак не хотел выезжать оттуда, хотя у него уже была квартира, но там шел ремонт. Я скитался по гостиницам, ночевал даже в гримерке и каждый день спрашивал: "Серега, когда ты съедешь?" - "Сенечка, ну подожди чуть-чуть". Длилось это где-то полгода. Наконец он уехал. Комнатка была маленькая, но хорошая, ухоженная. Иногда мы, горбоносые евреи из Одессы, Биробиджана, собирались в ней. Заходил Игорь Петрович Владимиров и говорил: "Господи, залежи евреев!" Я еще не был женат тогда. Моя будущая жена Татьяна вкусно готовила нам, Сережка тоже забегал на борщ.

Отношение в театре поначалу ко мне было непростое - потому как я пришел якобы на роли ушедшего из театра Равиковича, а его очень любили. Одним из тех, кто помогал мне по жизни, был Сергей Мигицко. С его прекрасной улыбкой и словами: "Сеня, я с тобой". Хотя мне дали роль в спектакле "Любовь до гроба", которую он, наверное, мог играть с Михаилом Боярским. Мигицко - очень деликатный актер, партнер. И очень яркий. К несчастью, нас становится все меньше и меньше. Надо беречь таких артистов как Мигицко и Стругачев! (Рассмеялся).

Фото: Юлия Смелкина / Театр имени Ленсовета

Анна Мигицко, дочь Сергея Мигицко, актриса ТЮЗа им. А.А. Брянцева:

- Какой Сергей Григорьевич отец? Любящий, заботливый, интересующийся моей жизнью, несмотря на свою огромную занятость. Когда я была маленькой - очень баловал меня, постоянно дарил какие-то подарки. Это всегда было с огромной любовью. Когда я училась в школе - интересовался моей успеваемостью, не отличавшейся особым успехом. К нему всегда можно обратиться по любому вопросу. У нас очень доверительные отношения. Это мой друг, которому я могу доверить абсолютно любую проблему.

Мой папа - это бесконечные шутки, эмоции, яркие показы, этюды, аттракционы, игры, байки…В детстве я слышала от него столько стихов! Мое любимое - "Мистер Твистер" Маршака. Помню, как мы куда-то долго шли, он держал меня за руку и читал: "Мистер Твистер - бывший министр, Мистер Твистер, делец и банкир…" Ощущение, что папа - артист, было всегда.


 

Благодаря папе я стала актрисой. Его погруженность в профессию, ответственное, страстное отношение к своему делу меня, конечно, заразили. Это болезнь под названием "Театр". У нас есть фотография: мне лет 5-6, детский сад, и первая наша с папой совместная работа - сказка "Царевна Несмеяна". Я играла Несмеяну, а папа - моего отца, царя. Помню, как все были ввосторге от его игры.

"Актриса" - это слово в детстве было для меня недостижимым идеалом. И я стала тем, кем хотела стать. Папа поделился со мной самым лучшим, что надо иметь, чтобы существовать в этой профессии. Первый мой выход на сцену - спектакль Night and daу в Театре имени Ленсовета. Его ставил Владимир Сергеевич Петров. Мне 12 лет. У меня замечательная роль - со словами, песнями, танцами. И прекрасная семья: маму и папу играли Анна Ковальчук и Александр Новиков, дедушку - Владимир Матвеев. И был полноценный репетиционный процесс. Сергей Григорьевич тоже участвовал, но совместных сцен у нас не было. Я играла в том спектакле более шести лет.

Досье "РГ"

Сергей Мигицко окончил ЛГИТМиК в 1974 году (курс И.П. Владимирова), в 1975 году был принят в труппу Театра имени Ленсовета.

Сегодня занят в спектаклях: "Ревизор" (Городничий), "Город. Женитьба. Гоголь." (Яичница, экзекутор), "Дядя Ваня" (Серебряков), "Без вины виноватые" (Нил Стратоныч Дудукин), "Мертвые души" (Плюшкин; Губернатор), "Двенадцатая ночь" (Мальволио), "Мама" (Папа), "Шутки Достоевского" (герои Достоевского), "Евгений Онегин. Страницы романа" (читает страницы романа).

Снимался в фильмах "Инкогнито из Петербурга", "Дорогое удовольствие", "Искусство жить в Одессе", "Мой муж - инопланетянин", "Доктор Живаго", "Андерсен. Жизнь без любви", "Улыбка Бога, или Чисто одесская история", "Тест на беременность", "Бабки", "Чайки" и другие.

Факт

Антрепризный спектакль "Интимная жизнь", в котором были заняты четыре актера (Анна Алексахина, Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Михаил Боярский), прожил 25 лет. Сыграно более тысячи спектаклей. Во многих городах артисты побывали с ним несколько раз.

Как в Петербурге отметили юбилей любимого артиста

  • Вышла премьера в Театре музыкальной комедии - спектакль "Я ненавижу Гамлета" на музыку Максима Кошеварова и Александра Маева. О театральных подмостках, артистах. Сергей Мигицко играет знаменитого актера старой школы, легендарного исполнителя роли Гамлета, артиста-призрака, являющегося из глубины веков перед глазами обитателей века XXI-го.
  • Театр "Приют комедианта" впервые устроил онлайн-показ спектакля Сергея Грицая "Казанова" - о приключениях знаменитого венецианца и легендарного искусителя, которого играет Сергей Мигицко.
  • В Доме актера и на телеканале "Санкт-Петербург" состоялась премьера документального фильма "Профессия: Мигицко" Иннокентия Иванова. Актер вспоминает о том, как в 17 лет приехал из Одессы в Ленинград и влюбился в этот город. О студенчестве, своем учителе - это был первый курс режиссера Игоря Владимирова. Делится мыслями об актерской профессии, театре. Обе дочери Мигицко стали актрисами, они в фильме рассказывают о папе.