Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Богатые тоже плачут

Полина Виноградова,- «Невский театрал», 2016, № 4 (27), апрель

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Жанна» - первая постановка пьесы молодого драматурга Ярославы Пулинович на большой петербургской сцене. До этого, по-моему, только в «Этюд-театре» был спектакль «Наташины мечты».

Жанна - героиня нашего времени. На то, что режиссер Мария Романова считает эту бизнесвумен отражением современных женщин, намекает зеркало - почти единственная декорация спектакля. Рассаживаясь в зале, зрители видят в нем себя, потом - Жанну.

Женщины среднего возраста узнают в ее облике что-то своё - например, настороженность во взгляде и нервные, словно от постоянного испуга, движения. Представители следующего поколения уже другие - их взросление пришлось на 2000-е. Но они воспитаны такими «жаннами» и переняли непримиримое отношение к жизни своих матерей, которая (жизнь) стоит только дать слабину, одним ударом сбросит тебя на дно. Свидетельствую: мои повзрослевшие в нулевых сверстники унаследовали убеждения  родителей из поколения Жанны. И как нам теперь поверить, что сила женщины в ее слабости? Жанна не приемлет слабости, хрупкости, нежности - того, чем покорила принца Золушка. Поэтому никаких сравнений с Золушкой. Жанна добилась всего сама - ни одной феи не встретилось на ее пути. Окружающая роскошь - результат не волшебства, но титанических усилий. Разве она может позволить себе идти навстречу мечте в хрустальных туфельках? Жизнь так отчаянно не похожа на сказку. Не случайно у Жанны не получается сочинить сказочную историю по просьбе трехлетней девочки, кое-как придумала что-то невнятное, и даже банальную песенку спеть не выходит. Не умеет баюкать.

Тем не менее, Мария Романова хочет, чтобы мы, посмотрев на Жанну, поняли простую истину: женщина рождена для счастья и любви. И это не купишь за деньги. В начале спектакля героиня новой драмы Жанна - жесткая реалистка, стальная леди; а в конце - несчастная женщина, у которой нет ни любви, ни счастья. Елена Комиссаренко играет пронзительно. Наблюдать за ее Жанной действительно больно - интонации пронзают сердце укором то совести, то жалости. Немного стыдно становится за женские сломленные судьбы; за времена, которые не выбирают; за самих себя, не умеющих приспособиться к эпохе, в которой выпало родиться и предстоит умереть. Несчастная Жанна. В моменты непереносимой боли она произносит стихи Арсения Тарковского. И тогда звучит саксофон (Юлия Колченская). Музыка вечна; человек слабый и растерянный; человек стареет и умирает. Сколько бы Жанна ни твердила «Я сильная, я сильная…», хрупкая душа - как в стихах Тарковского - рвется бабочкой в Райский сад.

Спектакль очень музыкальный. Соло на саксофоне будто песня ее, Жанны, души. Вот какая она на самом деле, эта Жанна - «сильная женщина, которая плачет у окна» (именно про такую внешне холодную и неприступную женщину спела Алла Пугачева). Когда героиня разговаривает с умершим отцом на его могиле, видно, насколько она одинока, насколько трагична ее судьба, но при этом - сколько в ней силы воли и как крепок стальной несгибаемый стержень внутри. «Я сильная, меня ничто не сломает» - твердит Жанна, но вынуждена постоянно отмахиваться от бабочки - души, которая рвется в Райский сад. Не сад вокруг, но пустота. Действие происходит практически на пустой сцене, где крутится нескончаемый круговорот жизни. Жанна носит только белые рубашки и черные брюки, говорит низким голосом - она победила в себе женственность. И потому ей не везет с мужчинами. С Андреем (Иван Бровин) прожила несколько лет, опекала как мамочка, но строила ему карьеру, давала деньги - как папочка. Но Андрей сбежал к юной Кате (Вероника Фаворская), которая скоро родит. И Жанна с мстительностью древнегреческой богини демонстрирует эпический масштаб своей личной драмы. Парой телефонных звонков - ни в одну фирму Андрея больше не возьмут - разрушает судьбу человека. Теперь он остался без работы, без денег, без квартиры (разделил удел обманутых дольщиков), без паспорта.

А Жанна, между тем, пытается построить свое счастье. Свидание с партнером по бизнесу Виталием (Сергей Кушаков) завершается его трогательным признанием в любви к маленькой дочурке. Это один из самых сильных моментов спектакля. Этот уже седой мужчина не может позволить себе стареть, чтобы дочка его не стеснялась. Он говорит - и вытаскивает из сумки игрушки. Но Сергей Кушаков не впал в сентиментальность, напротив, то была исповедь настоящего мужчины, который и добытчик и отец.

В другой раз Жанна Георгиевна устроила праздник. Пригласила двух сотрудниц и наняла мальчиков по вызову. Подружек - а ведь деловые дамы! - заставила нарядиться в короткие юбочки, нацепила им на головы какие-то бантики и рожки. А брутальному мальчику по вызову в результате всего лишь рассказала о своей нелегкой женской доле; заплатила ему деньги и отправила восвояси. Она вообще-то привыкла раздавать мужикам крупные суммы, Жанна, победившая женственность. Но победить в себе боль - ту самую боль, которую чувствует бабочка-душа, - так и не смогла.

В финале вырывается наружу побежденная женщина-мать. Мстительная (однако, проявила же милосердие!) богиня решила, что сама воспитает ребенка своей жертвы - бывшего возлюбленного. И как обычно парой телефонных звонков добивается своего. А спустя десять лет она все так же плачет на могиле отца. Сын ее не любит, только требует денег. Тем временем старость уже вступила в свои права. Не получилось из Жанны женщины. Так и не состоялась любовь.

P.S. Драматург Ярослава Пулинович - ученица знаменитого екатеринбургского театрального деятеля Николая Коляды - приехала на петербургскую премьеру. Потом написала в Фейсбуке, что ей очень понравился спектакль. Премьеры в Петербурге она ждала с трепетом - справится ли прима Театра им. Ленсовета Елена Комиссаренко с ролью, которую до нее в столичном Театре наций блистательно исполнила Ингеборга Дапкунайте? У литовской актрисы была совсем другая Жанна. Несгибаемая, великолепная. Без всяких там бабочек внутри. Такие женщины правят миром, но не преображают его. Нет, ее Жанна не стремилась в Райский сад - непозволительная для нее слабость. А наша Жанна, пожалуй, могла бы преобразиться. Если бы чуть ослабила железную хватку и отпустила бабочку на волю. Лети!

Текст: Полина Виноградова

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! 19 октября вместо спектакля "Гамлет" пойдет спектакль "Сон об осени", 21 октября вместо спектакля "Все мы прекрасные люди" пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Замена спектакля

Уважаемые зрители! 16 октября вместо спектакля "Город.Женитьба.Гоголь." пойдет спектакль "Ревизор". Приносим свои извинения!

Гастроли в Казани

9 и 10 октября спектакль Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь.» открыл Качаловский театральный фестиваль в Казани на сцене Русского большого драматического театра им. Качалова.

Всероссийское исследование театральной аудитории

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийском исследовании театральной аудитории, которое проводит Российский институт театрального искусства – ГИТИС.

Подробнее

БИЕННАЛЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

6 ноября на нашей сцене будет показан спектакль выдающегося российского режиссёра Камы Гинкаса "Вариации тайны" (МТЮЗ) в рамках фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" - 2018.

Подробнее

Документы

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио Ticketland VII Форум
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр