Top.Mail.Ru

Богатые тоже плачут

Полина Виноградова,- «Невский театрал», 2016, № 4 (27), апрель

В Театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля «Жанна» - первая постановка пьесы молодого драматурга Ярославы Пулинович на большой петербургской сцене. До этого, по-моему, только в «Этюд-театре» был спектакль «Наташины мечты».

Жанна - героиня нашего времени. На то, что режиссер Мария Романова считает эту бизнесвумен отражением современных женщин, намекает зеркало - почти единственная декорация спектакля. Рассаживаясь в зале, зрители видят в нем себя, потом - Жанну.

Женщины среднего возраста узнают в ее облике что-то своё - например, настороженность во взгляде и нервные, словно от постоянного испуга, движения. Представители следующего поколения уже другие - их взросление пришлось на 2000-е. Но они воспитаны такими «жаннами» и переняли непримиримое отношение к жизни своих матерей, которая (жизнь) стоит только дать слабину, одним ударом сбросит тебя на дно. Свидетельствую: мои повзрослевшие в нулевых сверстники унаследовали убеждения  родителей из поколения Жанны. И как нам теперь поверить, что сила женщины в ее слабости? Жанна не приемлет слабости, хрупкости, нежности - того, чем покорила принца Золушка. Поэтому никаких сравнений с Золушкой. Жанна добилась всего сама - ни одной феи не встретилось на ее пути. Окружающая роскошь - результат не волшебства, но титанических усилий. Разве она может позволить себе идти навстречу мечте в хрустальных туфельках? Жизнь так отчаянно не похожа на сказку. Не случайно у Жанны не получается сочинить сказочную историю по просьбе трехлетней девочки, кое-как придумала что-то невнятное, и даже банальную песенку спеть не выходит. Не умеет баюкать.

Тем не менее, Мария Романова хочет, чтобы мы, посмотрев на Жанну, поняли простую истину: женщина рождена для счастья и любви. И это не купишь за деньги. В начале спектакля героиня новой драмы Жанна - жесткая реалистка, стальная леди; а в конце - несчастная женщина, у которой нет ни любви, ни счастья. Елена Комиссаренко играет пронзительно. Наблюдать за ее Жанной действительно больно - интонации пронзают сердце укором то совести, то жалости. Немного стыдно становится за женские сломленные судьбы; за времена, которые не выбирают; за самих себя, не умеющих приспособиться к эпохе, в которой выпало родиться и предстоит умереть. Несчастная Жанна. В моменты непереносимой боли она произносит стихи Арсения Тарковского. И тогда звучит саксофон (Юлия Колченская). Музыка вечна; человек слабый и растерянный; человек стареет и умирает. Сколько бы Жанна ни твердила «Я сильная, я сильная…», хрупкая душа - как в стихах Тарковского - рвется бабочкой в Райский сад.

Спектакль очень музыкальный. Соло на саксофоне будто песня ее, Жанны, души. Вот какая она на самом деле, эта Жанна - «сильная женщина, которая плачет у окна» (именно про такую внешне холодную и неприступную женщину спела Алла Пугачева). Когда героиня разговаривает с умершим отцом на его могиле, видно, насколько она одинока, насколько трагична ее судьба, но при этом - сколько в ней силы воли и как крепок стальной несгибаемый стержень внутри. «Я сильная, меня ничто не сломает» - твердит Жанна, но вынуждена постоянно отмахиваться от бабочки - души, которая рвется в Райский сад. Не сад вокруг, но пустота. Действие происходит практически на пустой сцене, где крутится нескончаемый круговорот жизни. Жанна носит только белые рубашки и черные брюки, говорит низким голосом - она победила в себе женственность. И потому ей не везет с мужчинами. С Андреем (Иван Бровин) прожила несколько лет, опекала как мамочка, но строила ему карьеру, давала деньги - как папочка. Но Андрей сбежал к юной Кате (Вероника Фаворская), которая скоро родит. И Жанна с мстительностью древнегреческой богини демонстрирует эпический масштаб своей личной драмы. Парой телефонных звонков - ни в одну фирму Андрея больше не возьмут - разрушает судьбу человека. Теперь он остался без работы, без денег, без квартиры (разделил удел обманутых дольщиков), без паспорта.

А Жанна, между тем, пытается построить свое счастье. Свидание с партнером по бизнесу Виталием (Сергей Кушаков) завершается его трогательным признанием в любви к маленькой дочурке. Это один из самых сильных моментов спектакля. Этот уже седой мужчина не может позволить себе стареть, чтобы дочка его не стеснялась. Он говорит - и вытаскивает из сумки игрушки. Но Сергей Кушаков не впал в сентиментальность, напротив, то была исповедь настоящего мужчины, который и добытчик и отец.

В другой раз Жанна Георгиевна устроила праздник. Пригласила двух сотрудниц и наняла мальчиков по вызову. Подружек - а ведь деловые дамы! - заставила нарядиться в короткие юбочки, нацепила им на головы какие-то бантики и рожки. А брутальному мальчику по вызову в результате всего лишь рассказала о своей нелегкой женской доле; заплатила ему деньги и отправила восвояси. Она вообще-то привыкла раздавать мужикам крупные суммы, Жанна, победившая женственность. Но победить в себе боль - ту самую боль, которую чувствует бабочка-душа, - так и не смогла.

В финале вырывается наружу побежденная женщина-мать. Мстительная (однако, проявила же милосердие!) богиня решила, что сама воспитает ребенка своей жертвы - бывшего возлюбленного. И как обычно парой телефонных звонков добивается своего. А спустя десять лет она все так же плачет на могиле отца. Сын ее не любит, только требует денег. Тем временем старость уже вступила в свои права. Не получилось из Жанны женщины. Так и не состоялась любовь.

P.S. Драматург Ярослава Пулинович - ученица знаменитого екатеринбургского театрального деятеля Николая Коляды - приехала на петербургскую премьеру. Потом написала в Фейсбуке, что ей очень понравился спектакль. Премьеры в Петербурге она ждала с трепетом - справится ли прима Театра им. Ленсовета Елена Комиссаренко с ролью, которую до нее в столичном Театре наций блистательно исполнила Ингеборга Дапкунайте? У литовской актрисы была совсем другая Жанна. Несгибаемая, великолепная. Без всяких там бабочек внутри. Такие женщины правят миром, но не преображают его. Нет, ее Жанна не стремилась в Райский сад - непозволительная для нее слабость. А наша Жанна, пожалуй, могла бы преобразиться. Если бы чуть ослабила железную хватку и отпустила бабочку на волю. Лети!

Текст: Полина Виноградова