«Ревизор» Сергея Федотова в Петербургском театре имени Ленсовета
«Ревизор» Федотова в «Ленсовете» о страхе. Сильнейшем, неуправляемом чувстве, надвигающемся неожиданно и не отпускающем. Страхом охвачены все. Городничий и компания боятся наказания, Хлестаков - разоблачения, дамы - скучной, беспросветной жизни. Страх ведёт их по жизни, заставляет делать глупости, в том числе непоправимые. Руководитель пермского театра «У моста» Сергей Федотов сделал спектакль на стороне - выпустил гоголевского «Ревизора» в Петербурге, на сцене театра имени Ленсовета. Работа удалась. Особенно впечатляюще спектакль смотрится на фоне общей ситуации в данном театре, переживающем не лучшие времена.
Театр «У моста», созданный Федотовым больше 20 лет назад, - явление уникальное. Здесь собирают серьёзный, классический материал, интерпретируя его на стыке психологической школы и жёсткого внешнего рисунка. Множество подробностей - и особая, завораживающая аура. Абсолютное торжество актёра - и точнейшим образом прочерченные линии режиссуры.
Едва ли не основное режиссёрское направление Федотова - прочтение мистического, загадочного, многослойного материала, уклон в неземные материи. Именно в этом ключе он ставит Булгакова, Гоголя, Шекспира.
Инфернальное начало извлекает Федотов и из пьес Мартина Макдонаха - по этому автору он едва ли не главный специалист в России, поставил уже четыре названия.
Сочетая волнующую тёмную атмосферу и знаковые подробности, Федотов делает Макдонаха сходным с Гоголем: от экспозиции, расстановки сил, горьких, печальных, живущих без душевного света героев до общей картины мира. Непростой. Гнетущей. И завораживающей.
У спектаклей Федотова абсолютно современное звучание. И - классический антураж. Режиссёр - принципиальный противник нарочитого, внешнего осовременивания.
Лучшее, по его мнению, прочтение создаётся за счёт углубления в текст, внимательного вчитывания, всматривания в автора. Нынешнее время проступает не через декорацию и костюм, а через образы и поступки героев. Через саму историю.
Важнейшая из сил
От «Ревизора» ждалось продолжения любимой мистической темы режиссёра, благо там есть где развернуться (хотя и трактовали уже до этого пьесу как историю об инфернальном Хлестакове, эдаком воплощении зла вселенского). Однако на первый взгляд в спектакле всё традиционно и сдержанно. Он о людях, а не о призраках и субстанциях.
Меж тем таинственности здесь хватает. Обволакивающий полумрак, тревожная музыка. В уютном интерьере дома Городничего - сплошь тёмные уголки. И двигаются персонажи как-то скованно, будто что-то им мешает.
И вскоре наконец вырисовывается главный герой придуманной режиссёром истории - страх. «Ревизор» Федотова о страхе. Сильнейшем, неуправляемом чувстве, надвигающемся неожиданно и не отпускающем.
Страхом охвачены все. Городничий и компания боятся наказания, Хлестаков - разоблачения, дамы - скучной, беспросветной жизни. Страх ведёт их по жизни, заставляет делать глупости, в том числе непоправимые.
Словно туман, страх заползает во все щели, ледяной рукой сжимает сердца. Он кажется осязаемым - стоит за спиной у каждого, прячется за внезапно открывающейся дверью, заглядывает в окно сквозь трепещущую занавеску. Режиссёр мастерски выстраивает эту гнетущую, сумрачную атмосферу.
Не отказываясь от юмора, он всё же делает «Ревизора» всерьёз.
А был ли мальчик?
Нужную ноту Федотов задаёт с первой же сцены. В полумраке мечутся фигуры чиновников - каждый боится собственной тени.
У Городничего безумный блеск в глазах и челюсть ходуном ходит. Судьба висит на волоске. Страсть как хочется скорее-скорее разрешить ситуацию. На месте Хлестакова может оказаться кто угодно - Городничий заранее напуган до полусмерти.
Неспроста он, познакомившись с гостем, сереет лицом и хватается рукой за сердце. Путь Хлестакова предрешён. И он не преминет воспользоваться всем по полной программе.
Любопытно решён образ Хлестакова (его играет Олег Фёдоров). Нет в нём никакого пугающего демонизма. Наоборот.
Совсем юный, хрупкий, в шёлковом жилетике. Нижняя губка оттопырена, на голове опереточный кок, голос тоненький. Зато горазд повыпендриваться. Уж охота ему больно принцем побыть.
Слугой Хлестаков командует манерно, устало - в глубине души побаиваясь этого огромного серьёзного мужика, который бережно кормит его с ложечки и, если что, всегда на его стороне будет. Обаятельная парочка.
Мечта Хлестакова сбудется: страх компании чиновников вознесёт его на символический трон. Слегка пригнувшись поначалу, юноша будет расходиться всё сильнее. Горделивость из показной станет настоящей. Словно и впрямь уверовал он в собственные слова о величии. Спина его распрямится, будет он порхать, подобно балетному премьеру, очаровывая всех.
В сцене взяток Хлестаков постукивает по столу, а чиновники пытаются встроиться в ритм. Эффектно повальсировав напоследок с обеими дамами, городничихой и дочкой, он ловко сиганёт в окно, как Подколёсин из «Женитьбы». Подгоняемый всё тем же страхом и успешно оставив последнее слово за собой.
В спектакле масса качественных актёрских работ. Федотову удалось укротить труппу «Ленсовета», имеющую обыкновение относиться к режиссуре довольно небрежно, а впоследствии подсаживаться на собственные штампы. «Ревизору» повезло. Пока, во всяком случае.
Городничего играет Сергей Мигицко, Анну Андреевну - Анна Алексахина. Играют неровно. У Мигицко есть сцены великолепные, а есть угнетающие. Особенно к финалу: актёр увлекается и скатывается в отчаянное гримасничанье в ущерб внутренним смещениям его героя.
Алексахина точно изображает провинциальную неумную дамочку, но уж чересчур усердствует. Пережимает. Напирает на говорок. Заданных черт достаточно, чтобы о персонаже всё было понятно. И перебарщивание - не на пользу.
Очень хороша компания чиновников. Всем заданы и интересные внешние краски, и внутреннее направление. Земляника (Александр Новиков) - эдакий шарик, воротник поднят выше ушей. Старается быть понезаметнее.
Хлопов (Алексей Фокин) - совсем юнец, перепуган сильнее всех, и руки дрожат, и голос вибрирует. Парочка Бобчинский (Евгений Филатов) и Добчинский (Пётр Квасов) смотрится колоритно: один строен и кудряв, другой кругл и суетлив, оба благостно улыбаются и жаждут своей доли внимания, не хотят быть в тени.
Каждый из этого сборища на виду - и при этом воспринимаются они как нечто единое. Общий организм. Это подчёркивается и пластическим решением.
«Ревизор» получился командной работой. Цельной. Детали так ладно собраны в механизм, что течение спектакля идёт без сучка без задоринки. Можно с уверенностью сказать, как полезен этот опыт для театра имени Ленсовета, где дела в последние сезоны не слишком-то хороши. А режиссёру - в радость общение с одним из любимых авторов.
Сергей Шаргунов