Top.Mail.Ru

Бодрым маршем за Маршаком

Екатерина Омецинская,- «Инфоскоп», 2022, № 287, декабрь

Новый спектакль Театра им. Ленсовета «Маршак - Маршак» заставляет призадуматься о настоящем и будущем театра для детей.

Сто лет назад, когда Наталия Сац в Москве и Александр Брянцев в Петрограде сочиняли театры для юных зрителей с весьма конкретной целью, попутные задачи были абсолютно ясными и четкими. Из них складывались целые программы и концепции, воодушевлявшие многих.

Теперь же назначение и пути развития детского театра практически неисповедимы. Великая цель приобщения к искусству на словах сохраняется, да вот процент приобщенных не меняется уже век. Даже если ребенка каждые выходные водили в кукольный театр или в ТЮЗ, в юношеские годы или во взрослом состоянии он не мчится в ближайший храм искусств каждый день. Почему? Тот, кто ответит на этот вопрос, рискует получить главную премию для театральных педагогов, если она только  существует. Ибо уже век число взрослых любителей театра так и колеблется в районе четырех-пяти процентов от общего числа народонаселения. Даже в Петербурге. Особенно в Петербурге. Быть может, проблема в том, что нынче и театры для детей часто становятся местом самоутверждения взрослых, но незрелых дяденек/тетенек-режиссеров? Или в том, что мы,  вслед за «цивилизацией», даже в театре упорно выталкиваем ребенка во взрослый, не всегда радостный, повышенно тревожный и весьма несчастливый мир?.. Уравнивая зачем-то детей с собой, мы не очень озабочены тем, чтобы прежде насильственного окультуривания воспитать в чадах понятия добра и зла, вкуса и логики, понимание условности и значения театра. Получается, что детские театры – слепая ветка развития? Ведь в них взрослый человек, не обремененный багажом нравственности и понимания, в лучшем случае вернется на короткий срок начальной школы своих наследников, когда авторитет родителя настолько велик, что за ним ребенок и в театр, и с обрыва в реку…

Куда разумнее ведут себя театры взрослые. Создавая спектакли для детей, они умудряются и великой цели следовать, и попутно решать утилитарные задачи, а именно: ковать себе зрителей на настоящее и будущее. Качественный, честный и понятный спектакль неминуемо заинтересует ребенка. И он же может дважды сделать зрителями родителей, которые после просмотра хорошей детской постановки запросто рискнут купить в понравившемся театре билет на взрослый спектакль. И наоборот: полюбив театр за взрослые спектакли, приведут сюда ребенка. Тут главное – не обмануть ожидания, а эффект будет все тот же: перспектива на последующие посещения театра ребенком, семьей, подростком, юношей и следующим поколением взрослых. Это и означает «создать аудиторию театра». Простая же схема. И гениальная – как все простое.

Театр им. Ленсовета в эту схему вписывается давно. С легендарных «Трубадура и его друзей» и «Малыша и Карлсона». А уж взрослый репертуар сейчас тут – на любой уровень зрительского восприятия. С созданием детских спектаклей здесь не частят: на одно поколение зрителей их может быть пара-тройка. Но именно она, эта пара спектаклей, определяет неподдельный интерес детей и взрослых к «Ленсовета». Новый спектакль «Маршак - Маршак» обещает быть началом новой «детской волны». Причем театр, благодаря режиссеру Марии Романовой, впервые «замахивается» на совсем юного зрителя: стихотворные сказки Самуила Маршака мамы начинают читать детишкам чуть ли не с года. Хотя к бэби-театру постановка, конечно, не относится, а ориентирована на детей лет от шести.

Оформление «Маршака» минимально: художник Мария Брянцева и художник по свету Андрей Лебедь в условиях Камерной сцены ставят перед собой задачу не правдоподобного воспроизведения реальности, а создания игровой среды и атмосферы спектакля в целом. Оттого и город Лениград-Петербург на сцене материализован в условных, но узнаваемых разноцветных макетах городских зданий. Параллелипипеды и кубы, на которые помещены так же знаменитые «корзина, картина, картонка», размером не превышают средней упаковочной коробки. Зато удобны для того, чтобы актеры могли их выстраивать в линии, ставить друг на друга, разбирать по отдельности, созидать архитектуру спектакля.  На черном  заднике постоянно присутствуют типичные для нашего климата тучки, словно заполненные застывшим «белым шумом». Фоном тучкам становится то традиционный питерский дождь, то снег, состоящий из красивых снежинок, то запутанные линии железнодорожных рельсов, то просто замысловатые узоры.

На долю троих артистов приходятся все герои историй «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке». Еще одним действующим лицом становится сам Самуил Яковлевич Маршак, голову которого в начале спектакля на глазах зрителей актеры «делают» из газеты, водружают на газетный нос очки, на макушку – шляпу. Присоединение плаща и трости окончательно формирует куклу пожилого человека, с которой очень ловко управляется Маргарита Иванова. Ей же в спектакле достаются несколько возрастных ролей, и, к чести актрисы, старушек она играет самозабвенно. Анна Гольдфельд, обладающая при всей своей красоте комическим даром (дама, сдававшая багаж, в ее исполнении забавно картава и манерна), великолепно использует свои вокальные данные в «Мышонке», решенном средствами теневого театра на небольшом выносном экране. Дмитрий Хасанов во всех «животных» ролях демонстрирует недюжинные акробатические таланты, вызывающие неподдельный восторг юной части аудитории. Взрослая же часть зала со светлой печалью внимает голосу Сергея Мигицко, несколько раз «закадрово» морализующему и итожащему детские радости-восторги бессмертными маршаковскими строками «Пожелания друзьям»: «Пусть будет добрым ум у васа сердце умным будет!». В финале родители, кстати, аплодируют весьма сознательно, а не из вежливости… И если даже на нашем веку доля театралов в общем народонаселении не прибудет, важно, чтобы они выбирали для детей правильные театры.  Конкуренты, задумайтесь.

Екатерина Омецинская