16, 17 и 18 июля 2021 года в Санкт-Петербургском государственном академическом Театре им. Ленсовета прошли долгожданные премьерные показы спектакля «Бесы» по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского в режиссуре Алексея Слюсарчука.
Премьера спектакля была приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского.
Спектакль получился очень глубоким, философским и проникновенным. Благодаря режиссерскому видению и глубокой проработке каждого героя, такое непростое произведение стало близким каждому зрителю. Несмотря на то, что «Бесы» были написаны в 1871 году, эта история оказалось нам очень понятна и сегодня. Та смута, которую описывал Фёдор Михайлович, похоже стала частью нашей сегодняшней реальностью. В этом театральном сезоне меня искренне порадовал Театр им. Ленсовета своими замечательными премьерами с глубоким смыслом и параллелями сегодняшнему дню. За это я искренне благодарна художественному руководителю театра Ларисе Регинальдовне Луппиан.
Но вернёмся к нашей премьере: несмотря на поступки некоторых героев спектакля и глубину их морального падения, им начинаешь сопереживать. Контраст между тем, какими они были изначально, и то, какими стали, поразителен. С другой стороны, у каждого из них были на то причины. Они их не оправдывают, но наглядно показывают причинно-следственные связи взаимоотношений в семье и их влияние на развитие личности.
С другой стороны, кто мы такие, чтобы кого-то судить?! Тем более, что каждый из нас хоть раз, но позволял себе лишнее, оправдываясь тем, что ничего страшного из-за этого не произойдёт. Просто не все могут вовремя остановиться на этом пути и взять на себя ответственность за собственный выбор, не идя на поводу у слабостей и обид.
«Бесы» на сцене Театра им. Ленсовета — это даже не про классику, но абсолютно точно про внутренний диалог зрителя с самим собой и поиск точек опоры. Достоевский — признанный мастер психологизма, но не всегда его произведения удаётся поставить столь же глубоко и остро на сцене или в кино. Но у Слюсарчука это несомненно получилось.
Всё действие зрители находились в постоянном напряжении в ожидании трагической развязки. У каждого героя она была своя, и многие из них могли бы её избежать, но словно мотыльки летели на пламя. Обиднее всего было за Ивана Шатова и Марию Лебядкину. Для них особенно хотелось счастливого финала. Тем более что для обоих он очень близок.
Огромная заслуга успеха спектакля и великолепно сыгранных образов несомненно лежит на артистах. Актёрский состав этого спектакля просто потрясающий! Мои искренние восхищения каждым. Но особенно хочу отметить удивительную игру Кирилла Нагиева, Маргариты Ивановой, Никиты Волкова, Ивана Батарева, Александра Крымова и Марка Овчинникова. Браво!
Атмосфера спектакля, ритм повествования и его аутентичность звучали созвучно роману. Максимально простые и живые декорации, строки Писания, скромное освещение, мастерская игра актёров, говорящие образы и символы, которые хочется раскрывать дальше, мистицизм, контрасты и связи между истинным и ложным, верой и набожностью, светом и тьмой, неизбежность смерти и абсолютное уважение режиссера к первоисточнику.
Работа над этим спектаклем велась почти год. И после премьеры я могу сказать абсолютно точно: результат того стоил! Кстати, видеоряд перед началом каждого действия, приоткрывающим нам репетиционный процесс, был очень уместен. За время взаимодействия с романом актёры буквально «вросли» в своих героев, получив возможность раскрыть их мир буквально на полутонах.
Четыре с половиной часа сплошного удовольствия и максимального погружения в мир любимого автора стоил того, чтобы справиться с духотой в зале из-за аномальной жары. А тот факт, что спектакль, постепенно укладываясь в сознании, позволяет раскрывать иначе некоторые привычные образы, словно намекает на то, что на этот спектакль в любимый театр я вернусь ещё не раз.
/Татьяна Преснякова/