Top.Mail.Ru

Бесцветный «Дракон»

Катерина ПАВЛЮЧЕНКО,- Театрал,3 января 2011,Журнал № 1 (79) Январь 2011»

Острая, полная политических аллюзий пьеса Евгения Шварца поставлена молодым режиссером в Театре им. Ленсовета безотносительно к политике. Но когда-то в Театре комедии «Дракона» ставил Николай Акимов. И спектакль этот, запрещенный Сталиным, и позже возобновленный, стал ленинградской легендой.

Разумеется, идя на спектакль молодого режиссера Андрея Корионова, каждый мало-мальски грамотный зритель об этом помнил. Те, кто обречен был написать о новом «Драконе», помнили не только об акимовском спектакле, но и о тех не очень интересных работах, которые сделал Корионов на сценах других театров.

Итак, «Дракон». В главной роли - Сергей Мигицко. В роли Ланцелота - Сергей Перегудов. Мигицко - премьер театра, безусловный и безоговорочный. Никаких противопоказаний против роли Дракона у этого актера нет. Его Дракон в великолепном белом фраке, расшитом стеклянными каменьями вдоль «хребта», - то миленький «Дра-Дра», читающий ребятенку, откуда-то взявшемуся на сцене, сказку, то конченый подонок и циник, готовый на любую подлость.

 

Больше вопросов вызывает назначение на роль Ланцелота Сергея Перегудова. Этот артист находится в неразрешимой ситуации абсолютного несоответствия собственной внешности и характера. Благодаря благообразному лицу, статной фигуре, высокому росту Перегудова раз за разом заставляют быть либо героем, либо мачо. А он ни первое, ни второе.

 

Дракон и Ланцелот в спектакле Корионова - изначально силы неравные. И совершенно не ясно, почему победил Ланцелот. Дракон в исполнении Мигицко много умнее, хитрее и сильнее Ланцелота. Не говоря о том, что артисты существуют в разных театральных стилях: Мигицко подчеркивает театральность, а Перегудов, оставленный режиссером на вольное существование, просто растерянно бродит по сцене с бутафорским мечом и с таким видом, словно не Дракона ищет, которому три головы отрубить должен, а свои очки с толстыми стеклами.

 

Остальные артисты, помещенные в пространство, придуманное Ириной Долговой, и одетые в наряды грязных оттенков, выглядят под стать Ланцелоту: потерянными на демонстрации детьми. Красавице Дарье Циберкиной, Эльзе, нечего играть, кроме своей красоты (но разве можно играть красоту?). Ее отец Шарлеманю (его играет великолепный характерный актер Евгений Филатов) бродит по сцене туда-сюда и жалостливо что-то ноет себе под нос. Двое главных героев заняты совместным разучиванием песни о друге, остальная масса артистов хаотично и бесцельно толпится, изображая горожан.

 

Для всей этой сумятицы есть одно простое объяснение. Взяв знаковую, очень острую и современную пьесу, режиссер Андрей Корионов не потрудился вписать ее в пространство современной жизни. Сколько угодно режиссер Корионов может говорить в интервью о том, что вневременность спектакля намеренна, но не учитывать контекст сегодняшнего дня невозможно. В противном случае получается то, что вышло в этом спектакле. Нет ни одной спасительной соломки, которую можно было бы подстелить. И даже артисты, на которых Театр Ленсовета в последние годы постоянно «выезжает», на этот раз оказались бессильны. 
Катерина ПАВЛЮЧЕНКО