Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия

Бениамин Коц: «Хочу найти свой путь»

Вера Николаева,- «Невский театралъ», 2016, № 9 (31), октябрь

В Театре имени Ленсовета на Малой сцене 22 октября – первая премьера сезона, спектакль «Венчание» по пьесе классика польской литературы Витольда Гомбровича в постановке соотечественника автора, режиссёра-дебютанта Бениамина Коца.

 

- Для просвещенного зрителя польский театр связан с именами таких режиссёров, как Ежи Гротовский, Кристиан Люпа, Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яжина. Драматург самый известный и ставящийся у нас - конечно же, Славомир Мрожек. А как обстоит дело с театральным образованием в твоей стране? Почему ты приехал учиться к нам?

- Петербургский театральный институт предлагает соединение в обучении режиссёрскому и актерскому мастерству, это меня и привлекло. Я хочу быть режиссером, но при этом и играть тоже. Я учился в Польше год на актера в Ольштыне, потом полгода – в Кракове в Высшей театральной школе. И почувствовал, что мне мало такой реализации, что я хочу сам сочинять, чтобы не только чужие фантазии, мысли, приказания воплощать. Одна женщина-педагог, которая училась здесь в 90-х годах на актёрском курсе Александра Куницына, помогла мне подготовиться к поступлению. Она сейчас преподает в Польше в Университете фонетику русского языка. Я ведь совершенно не знал русский язык, выучил просто с ее помощью интонационно, фонетически сцену дуэли из «Евгения Онегина» и рассказ Бунина. И поступил на режиссёрский курс Юрия Михайловича Красовского. Сейчас я на пятом курсе, «Венчание» будет моим дипломным спектаклем.

- Идея ведь родилась почти два года назад в рамках режиссёрской лаборатории под руководством Юрия Бутусова и драматурга-театроведа Аси Волошиной, которую уже теперь традиционно весной проводит Театр имени Ленсовета.

- Да, заявка «Венчания» была показана тогда. Меня, «зеленого» третьекурсника, привлекла тема лаборатории – «Первое прочтение». «Венчание» Гомбровича – моя любимая пьеса, а в России она никогда не шла на сцене. Только в Прибалтике. Я решился сделать режиссёрский эскиз с молодыми артистами театра. И на самом деле я был по-хорошему удивлен, когда мой эскиз был включен в план постановок театра. Так что репетируем мы с перерывом на летний отпуск уже полгода.

- Для польского культурного менталитета творчество Витольда Гомбровича – это как для нас Чехов? Если ближе по времени - Вампилов?

            - Он очень авангардный автор. У него на родине сложная судьба, потому что он много писал, как некоторые считали, «против» Польши и поляков. Его занимал вопрос ложного построения величия Польши, польской нации. Он хотел, чтобы люди старались возносить свою страну в чужих глазах не за счет великих польских писателей или других известных людей, а задумались бы о том, что они сами сделали для своей страны. А его многие воспринимали, как хулителя нации, ослабляющего ее достоинство. К тому же пьес-то у него всего три с половиной. До Чехова ему, по количеству пьес, ой как далеко. В Польше пьесы Гомбровича идут довольно часто, хотя мне до сих пор кажется, что он неразгаданный автор. Например, Славомира Мрожека многие знают в России, а Гомбровича только сейчас начинают узнавать, его «Дневник» был переведен на русский язык только четыре года назад. Есть даже польская пьеса современная – фантазия про гипотетическую встречу Мрожека и Гомбровича. Мне думается, они друг друга уважали.

Гомбрович ведь после эмиграции в 1939 году так больше никогда в Польшу и не вернулся. Он жил в Аргентине двадцать лет, потом два года в Берлине, потом – во Франции. Конечно же, очень большая часть польской творческой интеллигенции считала – что он может знать и понимать про Польшу, находясь не в ней? А он чувствовал себя больше поляком как раз вне Польши, писал об этом в «Дневнике». Он любил свою страну. «Венчание» написано как раз в Аргентине.

- Как объяснить зрителям, на какую пьесу они придут смотреть?

- Это пьеса и спектакль про традиции, которые умирают, а мы их продолжаем неосознанно искусственно поддерживать. Это касается не только традиций в жизни, в обществе, в религии, но и в театре. Меня, молодого человека, который только входит в театр,  пьеса именно этой темой заинтересовала, увлекла. Гомбрович в пьесе играет с театральными формами, дает свободу для интерпретации нам, режиссерам и артистам. Он о проблемах формы, ее смысла и содержания, писал всю жизнь. Для него все вокруг – форма. И отношения между людьми, и государство, и вообще – все. Вот меня учат в театральном институте, как надо правильно ставить спектакли. А я не хочу так. Я даже пока не знаю, как я хочу, я – чистый лист, но так, как было, - не хочу. Я хочу найти свой путь. И это тоже, если по-Гомбровичу, вопрос формы. На наших репетициях артисты говорят: я такого еще не видел, я так никогда не делал. И это здорово.

- Да уж, из уст молодых артистов, прошедших через режиссёрские руки Юрия Бутусова, такие слова действительно дорогого стоят.

- В нашем спектакле будет много игры. Автор играет с Шекспиром, с мотивами «Гамлета», «Макбета», ломает во многом Шекспира, а мы играем с фантазиями Гомбровича.

- Поэтому двух героев – Хенрика и Отца – играют артистки Соня Никифорова и Тоня Сонина?

- Да, потому что такой ход сразу повышает градус театральности и одновременно раскрепощает артиста, дает ему свободу. Они сразу, с первой секунды – в игре с образом находятся. Если бы эти роли играли мужчины, то, я уверен, было бы не избежать наигрыша, фальши. К тому же мне важно было показать, что главный герой Хенрик – просто Человек, без конкретики пола.

У нас сложилась мощная актерская команда спектакля. Надеюсь, что для Сони Никифоровой это будет этапной работой, она привнесла в роль Хенрика много личных философских размышлений о мире. Тоня Сонина долго искала, как оправдать то, что она играет Отца, искала свою интонацию, это будет очень интересный образ. Аня Жмаева играет в паре с ней Мать, и так как в пьесе очень важно обстоятельство войны, Аня с большой чувственностью вкладывается в эту роль. Есть у нас друг Хенрика - Владо, которого играет Сережа Филатов. Он ведь сам – режиссер, и не всегда был согласен с моими поисками, предложениями, но общий язык мы нашли. Сережа Волков играет «черный» характер, Пьяницу. Уверен, что Гомбрович много думал о Ницше, когда писал эту роль. И есть у нас невеста, Маня – Вероника Фаворская, нежная, содержательная, таинственная, загадочная. Скорее – символ, мечта, которые притягивают и обманывают.

 Мы ценой общих усилий вышли на тему несогласия нас, молодых людей, с мертвой традицией. Герой низвергает своего отца-короля, отбрасывает Бога, все старые формы, но что будет построено на новом свободном пустом месте? Вот вопрос. Хенрик начинает создавать новый мир из осколков старого, и это страшно и больно. Я думаю, что традиция всё-таки нужна, но использовать ее надо не бездумно, не одиозно, а с толком для новой жизни. Иначе потеря ориентиров может привести к краху.

 

Беседу вела Вера Николаева

Человек родился!

Поздравляем главного администратора Диану Черепанову с рождением сына!

Поздравляем!

Поздравляем Юрия Николаевича БУТУСОВА с вручением ему премии "ЗОЛОТАЯ МАСКА" в номинации "ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА" за спектакль «Дядя Ваня»!

Поздравляем!

Поздравляем з.а.России Елену Комиссаренко с юбилеем!

Проект «Золотая Маска в городе»

8 апреля в 14:00 в Москвариуме на ВДНХ состоялся бесплатный показ спектакля «Птицы».

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители! Вместо спектакля «LIEBE. SCHILLER» на Малой сцене 18 июня пойдет спектакль «МЕДЕЯ», 19 июня пойдет спектакль «СВОБОДНАЯ ПАРА», 20 июня пойдет спектакль «ТЕЛО ГЕКТОРА». Приносим свои извинения!

Мы в социальных сетях:

Наши партнеры:

Телеканал Санкт-Петербург Театр Музей Радарио
Театр имени Ленсовета. Санкт-Петербург, Владимирский пр., д.12
Карта сайта | Новости | Пресса | Театр | Репертуар на июнь | Персоны | Спектакли | Театр