Top.Mail.Ru

Белая история

Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», 2024, № 1 (48), март

На фоне ярких, эффектных, авангардных спектаклей по сказкам Пушкина, которых в последние годы предостаточно в нашем городе (вспомнить хоть пару спектаклей режиссера Антона Оконешникова – «Сказку о царе Салтане» в ТЮЗе и «Руслана и Людмилу» в Александринском театре); на фоне торжества цвета, формы и шума современных интерпретаций, возникших под влиянием европейского театра и знаменитой постановки Боба Уилсона в Москве, спектакль Марии Романовой на Малой сцене Театра им. Ленсовета покажется чем-то удивительно простым, тихим и неброским, но только на первый взгляд. В нем нет ни капли шоу. Создатели спектакля не стремятся сделать из сказки Пушкина современный блокбастер или эстетскую затею. «Сказка о мертвой царевне» в постановке Марии Романовой знакомит маленьких зрителей не только с сюжетом пушкинского произведения, но и с драматическим театром в самом простом и доступном его выражении, но простом не значит скучном и неинтересным, все гениальное – просто.

Актеры детской премьеры Театра им. Ленсовета с первой минуты спектакля находят правильный тон диалога с залом, заполненного маленькими зрителями. Ключ здесь тоже очень простой – это сказка на ночь. Начинает «Сказку о мертвой царевне» Дмитрий Хасанов в роли Автора – герой в строгом черном костюме, напоминающий и самого Пушкина, и пушкинского ученого кота. Эта роль сделана актером с большим вкусом. В ней нет копирования, штампов рассказчика-автора в пушкинских спектаклях, артистом найдена своя, оригинальная эстетическая форма для этой роли, что отдельно порадовало.

Зал погружается в полную темноту, но никто из детей не пугается этого (впервые такое вижу на детском спектакле), потому что сказка уже началась, и голос Хасанова с точно выверенной интонацией и мягким тембром, словно путеводный фонарик,  ведет детскую аудиторию в необычный, черно-белый сказочный мир со стилизованной стариной – древнерусскими узорами подчеркнуто условно нарисованных декораций (великолепная работа художника Марии Брянцевой), стильными костюмами, стаффажами-игрушками. Вся сценография, как нераскрашенная раскраска, будто говорит ребенку: разбуди свою фантазию, включи воображение и раскрась этот сказочный сюжет сам. Постепенно Автор превращается в слугу просцениума, который ассистирует другим персонажам, помогает оживить этот сказочный мир. И, да – держит обод воображаемого зеркала. И в этом моменте спектакля как не вспомнить шекспировский наказ артистам: «Не преступать простоты природы; ибо все, что так преувеличено, противно назначению лицедейства, чья цель, как прежде, так и теперь, была и есть – держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси – ее же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток («Гамлет», III, 2)».

Почему «Сказка о мертвой царевне» безоговорочно случилась у режиссера Марии Романовой – потому что все в ее спектакле подчинено единой логике, единому языку и стилю. Сценография в нем рифмуется с манерой актерской игры, столь же условной. Режиссер не навязывает, не учит, а приглашает к диалогу в форме театральной игры, и попутно знакомит зрителя с драматическим искусством, где основные смыслы заключены в поэзии, соединенной с условностью театрального жеста. Артисты и играют, и одновременно представляют своих героев, у которых почти всегда есть «неживой» двойник в виде ли стаффажа или огромного нарисованного солнца. Но благодаря артистам мир «Сказки о мертвой царевне» живой и антропоморфный. Солнце, месяц, ветер – все имеет человеческий облик (эти роли, как и в роль Царя, играет Максим Сапранов, тот самый артист из «Красного фонаря» Дмитрия Крестьянкина). Добро явлено в белых тонах, зло – в черных. Никаких подвохов и перевертышей. И это тоже неслучайно. «Сказка о мертвой царевне», помимо всего прочего, получилась театральной азбукой для самых маленьких, стильной и умной. Герой (королевича Елисея играет юный Сергей Филипович) здесь выглядит, как и должен – он красив, молод, порывист и отважен, героиня (столь же юная Алиса Рейфер) – привлекательна и нежна. Как обычно это бывает, отрицательные герои в детских сказках самые яркие. Злую царицу в новой сказке Театра им. Ленсовета сыграла потрясающая драматическая актриса Наталья Шамина. Каждая ее работа интересна. И новая роль не стала исключением. Шамина не просто играет сказочного персонажа, нет, это современная женщина, попавшая в сказку во всех смыслах и со всеми ее страхами и комплексами, возникающими при встрече с молодой соперницей. Шамина играет сразу как бы два спектакля – один театрально-условный, где она безжалостна к молодой царевне, для детской аудитории, и другой для мам, пап и бабушек, сопровождающих своих отпрысков. И этот другой – психологическая драма, в которой легко проникнуться сочувствием к тотально неуверенной в себе женщине. И, кажется, актриса убеждает публику и в одном, и в другом. Финал истории примирит всех, а нам остается только порадоваться, что в Петербурге появился прекрасный и изысканный спектакль для семейного просмотра!

Владимир Кантор