Top.Mail.Ru

Бабочки не могут жить без золотой пыли

Наталья Яковлева,- Арт-журнал "Около", 2023, 14 декабря

В свой юбилейный год театр имени Ленсовета выпустил спектакль-шкатулку. Премьера “Бешеные деньги”, которую выпустил в ноябре Юрий Цуркану, красива, таинственна и отзывается у современных зрителей. Удивительно, как органично звучит сегодня Островский, в этой постановке он ещё и актуален, понятен, остроумен и принимаем действительностью.

Отказавшись от классических исторических декораций в пользу загадочного мира зеркал и света, художник Николай Слободяник помогает сразу включиться в мир спектакля. По сторонам сцены расставлены нарочито огромные софиты, а посередине — вращающаяся платформа с поворотными зеркалами. Зеркала старые, с патиной, то искривляют облик героев, то зовут в таинственный мир зазеркалья.

 

Костюмы актёров тоже не ударяются в историческую достоверность, а только подчёркивают особенности характера персонажа. Каждый новый наряд Лидии (Диана Милютина) восхищает, цвет и фасон отражают настрой героини в каждой сцене. Лидия, можно сказать, выражает своё мироощущение через платья. Егор Глумов (Максим Ханжов) одет как франт, всегда подтянут, отутюжен и манерен. Ему как будто в противовес выходит Савва Васильков (Антон Багров) в овечьем тулупе, сапогах, не сочетаемых по цвету пиджаке и жилетке. Весь его вид говорит о том, что он провинциал, приехавший в Москву. Он будет так одет почти до конца спектакля, где, переменив свою судьбу, наденет элегантный чёрный костюм. Григорий Борисович Кучумов (Сергей Мигицко) появляется в виде свободного художника — белая рубаха и берет. Старик — чудак, таким он хочет показаться всем.

“Бешеные деньги” поставлены как комедия положений, где актёры представляют свои типажи контрастными и яркими. Во втором акте история принимает уже более серьезный поворот, в игре появляются более тонкие психологические акценты. Благодаря этому пьеса Островского показывает свою глубину и злободневность. Телятев, Кучумов и Глумов выведены режиссёром как представители праздного света, но они не просто прожигают свою жизнь, они живут со вкусом, наслаждаются своей праздностью. “Прожигатели” неглупы, они мастерски пользуются своим положением и добывают буквально из воздуха “бешеные деньги”, которые тут же пускают на удовольствия. Они не могут себе позволит жениться по любви, их удел — расчет. В этом их трагическая нотка, но и она мимолётна. Образ Телятева (Олег Андреев) масштабен и полон обаяния, но между своими шутками и забавами, он может внезапно обличить общество, частью которого он бывает. Лидия (Диана Милютина) прекрасна, тонка и манерна — настоящая драгоценность. Её мать, Надежда Антоновна Чебоксарова (Анна Алексахина), понимая это, совершенно без стеснения торгует дочерью. Спор за неё идёт между “прожигателями” и пылким влюблённым провинциалом Саввой Васильковым (Антон Багров). Лидия должны выбрать между красивыми обещаниями и прямолинейностью и честностью. Все жизненные перипетии происходят не на фоне томлений и чеховских метаний, а, наоборот, под распевание шуточных песен и исчезновения в зеркалах. Постоянная круговерть.

 

 В этом спектакле режиссёр Юрий Цуркану сделал акцент не на острую социальную борьбу дворян и зарождающихся дельцов, а на конфликт жизненного кредо. Весёлое мотовство или бизнес-стратегии, любовь по расчёту или воспитание любовью. Тут можно поменять свою симпатию несколько раз за спектакль, все герои имеют своё очарование и свою правду.

Текст: Наталья Яковлева