Top.Mail.Ru

Артур Ваха: «Все построено на $»

Екатерина Мартынова, -«Инфоскоп», 2012, март

В начале марта на сцене Театра имени Ленсовета публике представят лучшую пьесу Артура Миллера «Смерть коммивояжера». О крушении американской мечты размышляет заслуженный артист России Артур Ваха.

 

 

Драма конца 40-х годов прошлого века актуальна для сегодняшнего зрителя?
Мы сейчас переживаем приблизительно ту же ситуацию, что тогда переживала Америка, - депрессию нижних и средних слоев населения. Большая пропасть стоит между богатыми и бедными, существует колоссальный социальный разрыв. И поэтому, конечно, абсолютно понятно, о чем идет разговор в пьесе.

 

 

В 1985 году на экраны вышел одноименный американский фильм. В нем роль Вилли Ломена играет Дастин Хоффман. В спектакле Театра имени Ленсовета главного героя играете вы. Есть общие черты между вашими героями? 
Я фильм не смотрел и не хочу этого делать. Зачем? Нужно своим путем прийти. Не надо смотреть чужие подсказки, тебя может увести в другую сторону. Но я слышал отзывы людей, которые фильм смотрели: по их словам, кино не имеет никакого отношения к тому произведению, которое написал Артур Миллер.

 

 

Ваш главный герой Вилли Ломен - кто он?
Он коммивояжер. Человек, который рекламирует и представляет те продукты, которые производит фирма, в которой он работает. Коммивояжер выполняет рекламную миссию. Поскольку тогда не было телевидения, люди этой профессии брали товары в фирмах и ездили по городам, продавая их. У нас сегодня это называется «торговые агенты» - им посвящены таблички на дверях «Вход запрещен». Вилли Ломен - неуспешный коммивояжер пенсионного возраста. У него все идет насмарку, ничего не получается в жизни, от этого и весь сыр-бор.

 

 

Главному герою свойственно часто обращаться к прошлому...
Это нормальное состояние любого человека, к которому приходят воспоминания, связанные с определенными моментами жизни. Это просто перемотка обратно пленки в сознании. Мой персонаж все время живет в мире иллюзий, он даже сам к себе относится не так. Он думает, что является совершенно другим человеком, но к концу пьесы у него приходит осознание, что он все-таки профукал свою жизнь.

 

 

Насколько сложно играть человека, живущего в двух мирах, в прошлом и настоящем, если хотите, похожего на сумасшедшего? 
Тут самое главное не играть сумасшедшего, а искать логику во всех поступках. Он не адекватный по обыденным понятиям. Но это не значит, что надо видеть его только таким. Надо искать логику во всех поступках этого персонажа.

 

 

Сергей Довлатов говорил, что «от хорошей жизни писателями не становятся». Вы изучали, почему Артур Миллер написал произведение, связанное с семейной драмой? 
Думаю, что Довлатов прав. Я так понимаю, что у Миллера, у самого, была какая-то семейная драма в юности - проблемы в отношениях с отцом.

 

 

В чем заключается основная драма произведения?
Там очень много всего можно найти. Основная проблема в том, что Вилли когда-то не сделал правильный выбор в своей жизни - выбор сердцем. Сделал выбор умом, то есть задавил в себе романтизм, который в нем присутствовал, и свободолюбие. Задавил ради того, чтобы воспитать детей, создать семью, чтобы все было, как положено. И из-за того, что он все делал не так, как ему подсказывало сердце, он ничего не добился и даже не вырастил детей. Ведь дети у него тоже «никто». Единственный выход у него - это то, что будет в конце спектакля.

 

 

Что для вас было самое сложное в процессе репетиций? 
Сейчас, на последнем этапе, сказывается очень большой объем роли. Она считается из классического репертуара одной из самых болтливых. Это очень сложно, поскольку у главного героя сознание зацикленное немножко. Очень много повторов, и это сложно уложить в голове. Вот эта вот «укладка» роли - пока и есть самое трудное. Приходится с бумажками ходить по сцене, в то время как все партнеры уже знают тексты наизусть.

 

 

Вся концентрация в вашем спектакле на главном герое?
Здесь два главных героя - Вилли Ломен и его старший сын Биф, которого играет Виталий Куликов. Между ними - все противостояние.

 

 

«В деловом мире главное - внешность и обаяние», - говорит Вилли Ломен, глядя на Бифа. Почему тогда рухнула подобная идеалистическая модель «американского успеха»?
Конечно, это не самое главное. Главное - быстрота реакции, смекалка и умение сделать правильный выбор. Но если есть только одно обаяние, то ты далеко на нем не уедешь. Что касается американской мечты, то американцы до сих пор считают, что белозубая улыбка - залог успеха. Я никогда не считал, что это правильный ход.

 

 

Что тогда все-таки стало камнем преткновения в отношениях Вилли с его сыном, на которого он возлагал все надежды?
Биф не хочет идти по стопам отца. Он вольный человек - его натура тянется к чему-то духовному - к искусству, природе. Но отец даже слушать об этом не хочет, потому что если он поверит Бифу и поймет его, то разрушится вся его мечта и все его идеалы. Это будет означать, что Вилли Ломен прожил жизнь зря. В конце и состоится тот откровенный разговор, где Биф наконец-то скажет папе свою правду.

 

 

Тогда могло ли что-то уберечь вашего героя от самоубийства? 
Я думаю, что в этой семье ничего не могло быть по-другому, потому что Вилли никогда не переступил бы через свою гордыню, из-за которой собственно все беды. 
Поэтому единственный вариант он видит в том, чтобы найти денег для своего 34-летнего сына, для первоначального капитала. Он надеется на прекрасное будущее Бифа за 20 тысяч долларов, которые тому выплатят по страховке.

 

 

Американский критик Ллойд Моррис, размышляя над данным произведением, писал: «Материальный успех - есть мечта, миф, моральная норма нашей нации». Какова мораль спектакля в сегодняшние дни? 
В нашей стране сегодня взята американская система отупления электората. Чем тупее электорат, тем им легче управлять. Эти люди, которые там, наверху, ворочают деньгами, называют нас «быдлом». Действительно, сейчас все построено на буквочке S, перечеркнутой два раза.

 

Беседу вела Екатерина Мартынова