Top.Mail.Ru

Артур Ваха: "Чтобы понять "Заповедник", пить водку не обязательно!"

Игорь Мейден,- "Вести Сегодня", Рига, 2010, 25 мая

2-4 июля в Риге в театре "Дайлес" пройдут гастроли театра "Ленсовета", один из спектаклей - "Заповедник", поставленный по повести Сергея Довлатова. Главная и самая сложная роль досталась заслуженному артисту РФ Артуру Вахе, с которым в преддверии спектакля поговорил корреспондент "Вести Сегодня".

 

- Довлатов написал: "Русский человек обыкновенный гвоздь вколачивает, и то с надрывом..." - эту и другие фразы любимого писателя я, пока работал над ролью, стал воспринимать иначе. Действительно понял их!

Трагедия в "Заповеднике" сменяет иронию, ирония - драму. В общем, непросто было играть, вжиться в роль главного героя. Да и режиссеру Василию Селину пришлось нелегко, ведь спектакль по "Заповеднику" до него ставили лишь раз, а по другим произведениям Довлатова их вообще не было. У Василия появилась идея ввести Александра Сергеевича как "экскурсовода" по прозе Довлатова, по заповеднику в Пушкинских Горах, и, думаю, это полностью оправдано...

Многие произведения Довлатова я прочел еще до того, как их начали официально выпускать: мама, диссидентка по натуре, приносила домой много нелегального самиздата. Хотя за "Заповедник" я взялся намного позже, чем за другие повести и рассказы Сергея Донатовича. А теперь, сыграв главную роль, стал острее чувствовать произведение.

- Как вживались в образ героя Довлатова?

- Хотите узнать: пил ли столько, сколько главный герой "Заповедника"? Чтобы понять его, пить литрами водку вовсе не обязательно! Профессия у меня такая: уметь хорошо играть хоть мента в кино, хоть Довлатова на сцене. Главный герой "Заповедника" - нормальный земной мужик, у которого сама жизнь и трагична, и иронична. То он сам себя понять не может, то другие от него шарахаются, одновременно хочет напиться и в то же время ненавидит водку. Таких, как он, много в России...

"От хорошей жизни писателями не становятся", - говорил Довлатов во всех своих произведениях, демонстрируя взгляд на собственную жизнь, как на литературный сюжет. Особая нота "Заповедника" в том, что действие происходит накануне принятия Довлатовым решения об эмиграции. Летние приключения героя повести, обаятельного и непутевого авторского двойника, в Михайловском и живописных окрестностях рифмуются с Болдинской осенью Пушкина: серьезные и рискованные нелады с властями, опала, творческий кризис, семейные неурядицы. Довлатов словно примеряет на себя пушкинский миф, проживает биографию Пушкина. Вот и я старался "прожить Довлатова".

"Заповедник" - он ведь заповедник человеческих нравов, миниатюрная модель абсурда и фальшивой показухи искусственного насаждения любви к русскому гению, культ личности Пушкина, на деле оборачивающийся глубочайшим невежеством и глухотой к Слову Поэта, - вот основные темы спектакля... И, думаю, "Заповедник" - именно для театра, в кино его было бы намного сложнее экранизировать. Театр - он более живой, в нем шире границы игры для актера, чем в кино, эмоции и чувства честнее.

- Есть шанс, что вслед за успешным "Заповедником" режиссеры начнут ставить спектакли по другим книгам Сергея Донатовича?

- Попытаться, конечно, они могут, но, думаю, не у каждого даже очень сильного режиссера это получится. Произведения Довлатова все же для чтения, а не для постановки на сцене или экранизации. Довлатовский текст крайне сложно "сыграть", он вкуснее для глаза. Хотя, полагаю, "Зону" можно было бы попробовать поставить в театре. По крайней мере, я охотно согласился бы сыграть главного героя.

Беседу вёл Игорь Мейден